Читая новый роман Виктора Пелевина «KGBT+», а именно рассуждения главного героя в его жизни японским офицером, а именно:
«В целом я знал, какой сон мне хочется увидеть. Его сюжет был так же прост, как невозможен. Открыть глаза однажды утром и понять, что гнилые джунгли, куда нас пригнали умирать, коварные англичане, наивные американцы, идиотская война, да и вообще весь страшный двадцатый век с его ложью, кровью и мерзостью — просто привидевшийся мне кошмар, от которого я навсегда проснулся.»
Речь идет о второй мировой, хотя кошмар все тот же, преследующий человечество с начала времен. И дальше:
«Пробудиться от мира — да, это было главное. Но куда?»
Как точно и емко выражена экзистенциальная мечта и стремление человека к бегству от «кошмара» этого мира страдания, в котором ему приходится пребывать — в котором насилие никогда не кончается, а кажется вписано в саму ткань существования — встал с утра, пошел на работу, вернулся, поспал и снова по кругу, снова с утра.
Дальше Пелевин говорит о силе творчества человека, которое сильнее богов и асуров (в индуизме асуры божества низкого ранга: демоны, титаны, полубоги): «Миры, стоящие над нами, никогда не превзойдут людей в творчестве — их обитатели счастливы. А что может создать счастливое существо?»
Редкий роман Пелевина обходится без реминисценции к произведениям Льва Толстого, не обошлось и в этот раз: «Искусство счастливого мира будет просто довольным мычанием. В аду сил хватил только на стон. Лишь в точке баланса радости и горя, возможно чудо истинного творчества.»
«Мычание» здесь не случайное слово, оно органично и бодро вытекает из практики медитации «коровы и теленка», которую практикует главный герой для перехода в иной мир, практика «пробуждения от мира».
Точка баланса радости и горя — практика стоиков, которые занимались этим 2000 лет назад, с которыми полемизировал сам Пелевин (роман «Непобедимое солнце», герой которого — император и стоик Марк Аврелий). Современный стоицизм в тренде и моден, поскольку позволяет «пробудиться от мира» в настоящем, в самой жизни, никуда из нее не бегая.
Но это еще не все, далее:
«Впрочем, если честно, совсем просыпаться я не хотел. Скорее, я хотел видеть один за другим волшебные сны. Мне представлялась последовательность погружений в новый опыт, где спящий знает, что спит, и может управлять своими видениями».
Дальше мне усидеть за чтением романа было сложно, ведь речь шла о виртуальных мирах, которые уже есть, в которых можно получить новый опыт и эмоциональный и визуальный и понятийный — речь идет о компьютерных играх с открытым миром, в котором ты «главный герой» и волен отклониться от основного сюжета, скитаясь без цели или выбрав цель по своему желанию. Желание «пробудиться в ином мире» уже листало в уме коробочки с играми от плойки: «GTA-5», «Fallout-4», «Одиссея», «Horizon zero dawn», «Cyberpank 2077». Был еще диск с Fallout-76 — виртуальный мир полностью онлайн, в котором у меня накопилось много достижений, но он был заблокирован Sony, которая послушно зиговала и ввела санкции.
Победил «Fallout-4» с ядерным взрывом в начале и постапокалиплической Америкой, полной разрушенных зданий, радиации и мутантов, все это хорошо ложилось на страхи, ежедневно звучавщие по телевизору.
И после строчки «если подобное существование возможно, не так уж важно, на каком фундаменте оно основано» — пошел играть).
P.S. Итого, в сухом остатке: читая Пелевина, пришел к умозаключению (слово то какое — замыкание свободного течения мысли), что пробудиться от мира есть главное стремление человека во все времена, оно есть следствие страдания и того кошмара, в котором человек пребывает в настоящем, но такое желание может иметь несколько путей реализации, исходов: практика медитации йогов, творчество, жизненный баланс стоиков и современный вариант, который был выбран мною для погружения — виртуальные миры компьютерных игр с открытым сюжетным миром (Fallout 4).