Анализируем 31 октября, за несколько часов до наступления Хеллоуина, картину известного художника-сюрреалиста Рене Магритта «Полуночная свадьба» (Midnight marriage, 1926).
На этажерке из двух полок стоят две головы — на верхней этажерке похоже на живую мужскую человеческую голову с короткой стрижкой, внизу, на нижней этажерке, под мужской головой — женский парик, натянутый на обезличенную форму в виде головы с вырезанным лицом. Странно, помимо вида отрезанных голов, то, что они смотрят в разные стороны — мужскую голову мы видим повернутую к нам задом, к лесу передом, женская голова — наоборот к лесу задом, к нам (зрителям) передом.
Так и хочется сказать как в русской народной сказке:
— Повернись к лесу задом, ко мне передом.
Пространство беззащитно обнажено, защиты, стен практически нет, виден только обрубок стены, к которому приставлено зеркало, отбрасывает едва различимую тень по которой можно понять, что ажурные перила, отделяющие пространство комнаты от леса за ним, уходят дальше за стену, окаймляя комнату.
Полуночная свадьба — странное название. В полуночи никто из людей торжество, свадьбу не справляет, ожидание наступления темноты характерно для каких-нибудь вампиров, нечисти, темных сил. В поисках контекста нашел французский фильм того времени (1923 год) с тем же названием «Le mariage du minuit», возможно картина разговаривает с сюжетом, происходящим в этом фильме (еще была короткометражка 1912 года).
Странным образом, эти головы напоминают тыквы с вырезанными глазницами на наступающий сегодня в полночь Хеллоуин. Кажется, что кто-то их так поставил отгонять нечистую силу, рвущуюся из леса, и тогда мужская голова защищает своим ликом и взором происходящее внутри таинство или торжество.
Полуночная свадьба — бракосочетание мужчины и женщины в то время, когда наступает ночь и темнота окутывает все вокруг — инверсия дневной свадьбы, когда на место ощущения радости и веселья приходит страх и тревога.
Эти неприятные чувства не принято осознавать и как то анализировать, это табу и кощунство говорить о плохом в такой день, когда влюбленные ослеплены своей любовью, идеализируют друг друга и думают только о своем светлом будущем вдвоем.
Может быть поэтому свадьба и названа полуночной, то есть невозможной в реальности. Однако страхи и тревоги, будучи вытесненными из реальной жизни, остаются в психической жизни брачующихся.
Невеста лишена глаз, ушей, рта, кожи, сведена к манекену и лишена органов восприятия, что выражает страхи невесты об окончании своей живой жизни, полной чувств и впечатлений, и начало рутины, быта, который может убить в ней все живое.
Жених смело смотрит тревогам в лицо, выступает в роли защитника, но его короткая стрижка, практически отсутствие волос выражает страх потери своих мыслей и своего мнения, страх попасть под пяту жены, стать покорным исполнителем ее воли.
Таким образом, полуночная свадьба выражает бессознательные страхи жениха и невесты, непризнанные, подавленные и вытесненные в самые отдаленные уголки психики страхи и тревоги. Словно тыквы на Хеллоуин, головы на этажерке призваны отпугивать и отгонять нечистую силу, неприятности от счастливого и долгого брака, после реальной, полуденной свадьбы.