Анализируем с точки зрения прикладного психоанализа картины известных художников сюрреалистов: картина Рене Магритта «Известный человек» (L’Homme celebre, 1926).
Название картины в оригинале «L’Homme celebre». Серебрити от «celebre» часто употребляется на русском без перевода , обозначая звезду журналов и телевизионных передач, светского льва или львицу, человека, популярного именно в светской, богемной среде во многом благодаря своему эпатажному поведению, высказываниям на публику.
Как же изобразил селебрити Рене Магритт в этой картине? Чем обозначил известность?
Мы видим снизу две ступени, приглашающие зрителя подняться буквально внутрь картины, с этой целью ступени выходят за нарисованную деревянную раму, имея тот же серо-голубой оттенок сцены, представленной внутри. То, что это именно некая сцена, театральный подиум становится ясным по изображению синего занавеса штор по бокам, занавес справа присборен – вероятно, представление, спектакль уже идет. На сцене черный ящик как у иллюзиониста, фокусника – то, что удивляет, пугает и привлекает своей загадочностью, непонятностью, будит сильные эмоции, вызывает вопросы.
Фигура человека представлена в форме балясины, состоящей из множества круговых фрагментов различной высоты и формы, а также различных цветов (кирпичный, желтый и черный). Фигура знаменитости напоминает шахматную фигуру и разделена на две части, одна вставлена в черный прямоугольный ящик, другая – висит, словно приклеенная, вниз головой на деревянной верхней раме картины, с открытыми глазами, смотрящими на зрителя картины, вне рамок происходящего. Голова свисает вниз, что неестественно для человека, быть может, это намек на другой, потусторонний мир, лишь летучие мыши и вампиры висят вниз головами.
Живых зрителей за подиумом не видно, за происходящим наблюдают лишь окна и крыши домов вдали, да и то, что они могут оттуда наблюдать – это черный ящик, сама «шахматная фигура» знаменитости, спрятанная внутри ящика, им не видна. Получается, они ничего не знают о знаменитости, для них известность представленного на сцене человека – черный ящик, как в передаче «Что, где, когда?» — нечто, о чем много говорят, что широко обсуждается, загадка, которая возбуждает любопытство и интерес, скрытая внутри черного ящика.
Черный ящик селебрити весьма далек от живых людей, настолько, насколько далеки от сцены фигуры зданий и домов, их просто не видно в таком отдалении. Сама фигура селебрити (в ящике) представлена для публики лишь своей витиеватой и цветной, красочной частью, «телом». Голова фигуры отделена от рамок происходящего и смотрит в противоположном направлении, обозначая не включенность селебрити в собственный, представленный публике образ. В этом отражается расщепление и лицемерие образа знаменитости, известного человека, его лицедейство – образ, выставленный для всех на сцене, не просто загадочен и спрятан, но и отделен от личного образа его носителя, находящегося за сценой и не участвующего в представлении.
Впоследствии Магритт несколько раз воспроизводил свою «не трубку», в частности, в 1966 году написал картину «Две тайны», поместив на нее «Вероломство образов» в раме на мольберте, а сверху еще одну большую трубку. То же самое в 1964 году он сделал с яблоком («Это не яблоко», 1964) еще одним предметом, кочующим из одной картины Магритта в другую.