Анализируем картину Рене Магритта «Каникулы Гегеля» (1958) с точки зрения прикладного психоанализа. Это, наверное, один из самых простых по изображению и количеству представленных предметов натюрморт в истории: на нем изображен раскрытый зонт и стоящий на нем стакан с водой.
Стакан прозрачный и без граней, поэтому хорошо видно, что в нем бесцветная жидкость, скорее всего речь идет о воде, поскольку и зонт связан именно с этой стихией, ведь зонт предназначен для защиты от воды.
Вода — это то что их объединяет, стакан предназначен для принятия и сохранения воды, тогда как раскрытый зонт воду отторгает от себя, не дает ей накапливаться.
Речь идет о двух противоволожных началах, принципах — принятии и отталкивании, сохранении и распределении, накоплении и растрате. То есть о диалектике двух начал, абсолютных принципов. Именно диалектикой занимался Гегель, переходом одного понятия в другое, отрицающее первое.
Но в натюрморте изображены обычные предметы, а не абстрактные понятия или максимы, как это обычно принято у философов. Отсюда, можно предположить, что речь идет о каникулах, на что указано Магриттом в названии картины.
Словно бы философ, исследователь абсолютного и диалектики Гегель уехал отдохнуть на воды, в Баден-Баден, но и там, налитая в стакан вода из минерального источника, не дает покоя его разуму, будит мысль и наталкивает сознание на воплощенную земную противоположность стакана в виде зонта, как опредмеченную данность противоположного начала.
Также, не могу не отметить, что эти начала соответствуют природному делению всех вещей на женское и мужское, на Инь и Янь в древней китайской философии. Женское — как нечто углубленное, вмещающее и сохраняющее в себе. Мужское — как нечто заостренное и длинное, исторгающее вовне.