Конечно, важно, что мы говорим, это информационная составляющая общения, но то, как мы это делаем, и это эмоциональная составляющая общения, представляется еще более важным!
Ведь, большая часть 60% от общего впечатления, которое мы производим на собеседника, связана с эмоциями, которые передаются невербальными средствами коммуникации – языком тела, лица, голосом и взглядом.
Никто не хочет в разговоре получить в ответ агрессию, злость, критику и прочий негатив. Каждый хочет получить в ответ внимание, понимание сказанного, а также позитивную реакцию слушателей, их положительные эмоции.
Как же привлечь внимание слушателей и заставить их внимательно слушать ваши слова?
Говорят глаза – зеркало души, именно в них отражается искренность ваших слов, именно они придают значимость вашим словам.
Итак, откройте глаза пошире и внимательно прочитайте рекомендации про зрительный контакт в этой статье. Именно он самым непосредственным образом влияет на то, насколько вам будут верить и доверять!
Чаще всего зрительный контакт поддерживает слушатель – для него это достаточно естественная реакция, поскольку он старается воспринять слова говорящего и обращает на него свой взор.
Говорящему, при попытке сосредоточиться и собраться с мыслями, столь же естественно начинать блуждать глазами по окрестностям, перепрыгивая с предмета на предмет и теряя зрительный контакт со слушателем.
Зачастую, говорящий делает следующие движения глаз:
— смотрит куда-нибудь вверх;
— смотрит куда-нибудь вниз, на пол;
— смотрит на что-то за плечом собеседника;
— смотрит, невидящим взором, глубоко в себя.
Однако, для эффективного общения говорящему важно сохранять постоянный, прямой зрительный контакт с собеседником.
Нет, это не означает, что во время разговора надо непрерывно пялиться на другого человека, сверлить его взглядом, не сводить с него глаз – это уже явный перебор!
Речь идет о том, чтобы:
— установить и поддерживать постоянный зрительный контакт – постоянный не означает непрерывный, можно и отвлечься, посмотреть вокруг, на другие предметы, но главным образом, ваши глаза должны возвращаться и быть большую часть времени сосредоточены на слушателе;
— смотреть в глаза собеседника – разговаривая, смотрите лучше прямо, в область возле глаз, глаза в глаза, а не выше или ниже лица, что может вызвать неловкость и неудобство у собеседника (куда он смотрит? ему неудобно на меня смотреть? у меня что-то случилось на лице?). Кроме того, так вы распаляете свое внимание и теряете внимание собеседника.
Наконец, если собеседников несколько, тогда постарайтесь переводить взгляд и на остальных, чтобы они тоже почувствовали на себе ваше внимание и не чувствовали что их проигнорировали.
Таким образом, для эффективного общения говорящему необходимо установить и поддерживать постоянный зрительный контакт со слушателями, смотреть им прямо в глаза.