Откуда зло? (размышления через год после трагедии в «Зимней вишне»)

Прошел год после страшного пожара в торговом центре «Зимняя вишня», в моем родном городе Кемерово, который случился 25 марта 2018 года. Пожар унес жизнь 64 человек, из которых 41 были дети, посетившие ТЦ с началом весенних каникул. Пожар случился в воскресный день, дети сгорали вместе с опекавшими их взрослыми, оказавшись запертыми в зрительном зале на верхнем этаже здания.

До сих пор не укладывается в голове как такое стало возможным. Между тем, уже во вторник, на третий день после трагедии, стало известно, что пожарная сигнализация была отключена, система пожаротушения не работала, тысячи квадратных метров торгового центра были зарегистрированы как малое предприятие (для ухода от налогов и проверок), а работники охраны, частного охранного предприятия (ЧОП), которые должны были отвечать за безопасность и организацию эвакуации ничего делать не умели, систему сигнализации и пожаротушения отключили, и, даже, первыми убежали с места пожара.

«Преступная халатность и разгильдяйство» – так определил президент причины трагедии. Одно нарушение целялось за другое, за третье, за десятое, а в результате погибли невинные дети. Законы, инструкции, проверки – все это было и есть, но они либо не соблюдались, либо их исполнение обходилось тем или иным способом, искажалось, превращаясь в свою противоположность – невыполнение.

Всегда, в любой ситуации для человека есть два варианта:

— первый – когда человек хочет, признает закон и берет на себя обязательства, ответственность – он делает и исполняет то, что должно, выполняет закон и требования;

— второй – когда он не желает и не признает закон, не хочет брать на себя обязательства, нести груз ответственности, тогда он ищет способы не исполнять то, что должно, старается обойти требования закона.

Конкретные люди, каждый на своем месте, должности, в зоне своей ответственности – не исполняли закон, «закрывали глаза» на недочеты, проколы, нарушения, старались обойти проверки, требования.

Похоже, и сам бизнес привык относиться к закону, в виде ограничивающих условий со стороны государства, как к игре, как к своего рода «квесту», который надо пройти, проявив хитрость и смекалку в том, чтобы лихо обойти закон, найти в нем лазейки, придумать хитроумные схемы для его неисполнения.

И сейчас, через год после трагедии и тогда, всю неделю, проводились проверки в разных ТЦ по России с намерением, чтобы трагедия в «Зимней вишне» не смогла больше повториться. Но проверки показали, что халатность и разгильдяйство – по всей России и такие торговые центры есть в каждом городе страны.

Поэтому надо смотреть на проблему разгильдяйства глубже. Давайте поставим вопрос так: в чем причина того, что в России никто не хочет соблюдать закон, правила?

Как показала трагедия и результаты проверок – его не хочет соблюдать большинство, большая часть населения:

— ни «маленький человек» в лице охранника;

— ни «хитрый» владелец бизнеса, ловко избавившийся от проверок, налогов, загоравший в тени летнего зноя Австралии, пока дети сгорали в его предприятии «малого бизнеса»;

— ни «большой человек» в лице чиновника, представителя государства и власти, который обязан был провести проверки, обеспечить соблюдение требований противопожарной безопасности.

Закон, порядок – эти слова в психической реальности любого человека олицетворяет отец. Архетипический образ отца – Зевс в греческой мифологии – царь богов, требующий соблюдения закона и карающий молнией за его неисполнение.

Отец, как носитель закона несет функцию проверки его исполнения и наказания за его неисполнение. Именно так должен действовать «сильный отец», образ которого запечатлен в коллективном бессознательном, в душе каждого человека. «Сильного отца» уважают за его силу и справедливость, способность утвердить справедливый миропорядок, утвердить Закон и настоять на его исполнении.

Отец утверждает справедливость, закон, порядок несмотря ни на что, несмотря на внешнее сопротивление. Фигура отца подразумевает собирательный образ и опыт общения с лицами мужского пола в детстве. Вместе с тем, говоря об отце мы имеем ввиду достаточно бытовые вещи, в жизни каждого – когда любой ребенок стремится нарушить закон, обойти его так или иначе, манипулируя как отцом, так и матерью в виде плача, хныканья, капризов и манипуляций. Ребенок требует удовольствия для себя, не желая мириться с запретом. Первым кто откликается на капризы ребенка – его мать, её закон равен закону ребенка во многом в силу биологической, симбиотической привязанности как во время беременности, когда ребенок еще плод и часть её тела, так и первых лет жизни ребенка, его младенчества, когда ребенок ощущается матерью как свое продолжение, дарит физическую радость кормления грудью, объятий и прикосновений. Это закон каприза, закон ребенка и его матери, когда закон может быть отсрочен, временно забыт, видоизменен, ради удовольствия матери и ребенка. Отец стоит отдельно от этого удовольствия, во многом разрушая, препятствуя развитию этих диадных отношений, требуя исполнения закона, единого для всех.

Поэтому, отец в восприятии ребенка – это тот, кто не боится самого главного человека в жизни ребенка – его матери, кто стоит по ту сторону знакомого им с матерью удовольствия, над кем не властен закон каприза. Отец несет в этом смысле угрозу и страх для ребенка. Отец – это тот, кого уважает, любит и кому подчиняется его мать.

Или не уважает? не любит? не подчиняется?

Так ли много уважения к отцу мы наблюдаем со стороны матерей и со стороны детей? Ведь именно уважение к отцу позволяет не просто соблюдать правила и ценности, закон по необходимости, соглашаясь с «буквой закона» вынужденно, против своей воли, в силу навязанной необходимости. Идентификация с отцом, уважение к нему позволяет самому нести в себе закон и порядок, когда это не внешняя атрибутивность вынужденного соглашательства, а внутренняя необходимость, имманентно, внутрь принятое качество, делающее из мальчика мужа, позволяющая ему самому стать отцом. Это качество позволяет мальчику стать настоящим мужчиной, превращает самца мужского пола, движимого половым влечением и инстинктом, в мужа и отца, мотивация которого, прежде всего, заключается в ответственности перед самим собой, а именно перед образом своего внутреннего отца, которого он чтит и уважает, который стал сущностной частью Я-идеала, его совестью, моралью, его Сверх-Я.

К сожалению, статистика разводов (антирекорд по России в 2016 году – на 1000 браков 895 развода) говорит об обратном – потере уважения к мужу у жен и закономерной потере уважения к отцу со стороны детей. Беда России в несоблюдении закона и порядка большинством его граждан, причина этого в укоренившихся психологических особенностях – неуважении к отцу, отсутствии отца как значимой фигуры в психической реальности большинства россиян.

В России стало привычным ругать власть, не верить любым её заявлениям, словам, считая их незначимыми, лицемерными. Для многих закон – вещь необязательная, то, что мешает и что легко обойти, исполнить с искажениями. Во многом такое отношение к власти оправдано тем, что инфантильная, перверсивная по отношению к закону, личность, приходя во власть, обретая властные полномочия, не способна разумно и правильно этой властью распорядиться, ведь власть нужна ему для удовлетворения своих амбиций, для привычного инфантильного наслаждения, как инструмент для достижения собственного удовольствия, роста благосостояния. Перверсивная личность не способна исполнять закон, она заточена всем своим существом, психическим восприятием его обходить, убежденностью в использовании закона для себя. Перверсивность следует логике собственного каприза как внутреннего закона, совесть и мораль – ослаблены, отец не существует во внутренней реальности, поэтому, фактически, ни отца, ни закона для нее нет. А когда его нет внутри, его нет и снаружи.

Обществу, культуре и власти следует защищать право и имя отца, позволив им появиться в виде слова и понятия в содержании различных речей, текстов, образов в жизни. Ведь если отец отсутствует, обесценен, зияет пустым местом в культуре и общественной жизни, тогда он не сможет появиться в жизни реальной, он там также будет отсутствовать, его значение и дальше будет продолжать отрицаться и обесцениваться.

Добавить комментарий

 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*