В ситуации общения важно понять собеседника, уловить фактический и эмоциональный смысл передаваемого сообщения, стараться отреагировать на него должным образом, эмпатически понять собеседника. Между тем, существуют непродуктивные способы общения или подходы, о которых важно знать, чтобы быть эффективным собеседником, чтобы избежать ловушек общения, которые зачастую приводят к прекращению коммуникации, возводят невидимую «стену» между собеседниками и становятся барьером для продолжения разговора.
Одной из таких ловушек является подход «Я всегда прав!» Это подход неисправимого спорщика, который хочет победить любой ценой в само-объявленном споре. Цепляясь к мелочам, он выискивает к чему бы придраться, пытается раздразнить собеседника. И всегда находит! При желании быть «вечно правым», сравнительно несложно найти в любом повествовании неважные детали, которые можно «поправить» и на которые можно указать.
Подход «вечно правых» неконструктивный и разрушительный, поскольку сводит разговор к перебранке и спору, ввязывает рассказчика в борьбу, в которую он и не собирался вступать, но вынужден вступить по воле собеседника, оправдываться, занимать оборонительную, защитную позицию.
Рассмотрим подход «Я всегда прав» в ситуации общения на примере к статье «Эмпатическое слушание — баттл между эмпатией и сочувствием». В случае подхода «непобедимого спорщика» ответом на проблемную ситуацию Ильи могут служить следующие слова:
– «Действительно, ты уже больше месяца опаздываешь на наши заседания. Складывается впечатление, что ты считаешь проектом неэффективным. Я прав?»
В первоначальных словах Ильи, про эффективность и оценку проекта ничего не говорилось. Он жаловался о сложностях своего участия в общем деле. Опоздания упоминались, но не являлись основной темой сообщения. Внимание на этой неважной детали, на опозданиях, уводит обсуждение от сути передаваемого сообщения, переводит обсуждение в некоторого рода спор на другую тему, не ту, которую обозначил Илья в своей речи. В результате разговор отклоняется от понимания первоначального сообщения рассказчика, Ильи и смещается к обсуждению темы его опозданий и новой темы эффективности либо неэффективности проекта.
Таким образом, подход «я всегда прав» становится ловушкой для эффективного общения, поскольку переводит разговор от понимания слов собеседника к спору и словесной перебранке на другие темы, что отталкивает собеседника, заставляя его занять оборонительную позицию.