Барьеры общения — оборонительный подход (советы психолога)

В ситуации общения важно не допускать ошибок, которые «сводят на нет» коммуникацию, становятся барьером для продолжения разговора, не позволяют вам понять смысл и суть передаваемого сообщения, а вашему собеседнику не позволят свободно выразить себя и свою мысль.

Одним из таких неконструктивных и даже разрушительных подходов является оборонительная тактика защиты в ответ на сообщение рассказчика. Проявляется такой оборонительный подход в том, что слушатель неосознанно,»сам того не ведая» принимает слова собеседника «на свой счет», оценивает их как своего рода нападение на себя, на свою точку зрения. В результате, он прерывает рассказчика, выражая обиду и досаду. Тон его голоса становится резким, голос – громким, жесты – взволнованными, поведение – суетливым и напряженным. Лицо может покрыться «румянцем» или выглядеть нахмуренным.

Рассмотрим оборонительный подход в ситуации общения на примере к статье «Эмпатическое слушание — баттл между эмпатией и сочувствием». В случае оборонительного подхода ответом на проблемную ситуацию Ильи могут служить следующие слова:

– «Так значит, ты хочешь бросить команду в тот самый момент, когда перед нами открылась перспектива сотрудничества с «Газпромом» и участие в «Северном потоке», когда надо сделать все возможное, чтобы выполнить этот перспективный и многообещающий заказ? Ну, спасибо, Илья, не ожидал такого от тебя!»

Чувствуется раздосадованность и защитное обвинение Ильи в происходящем, без понимания его собственных проблем и личных затруднений. Вместо того, чтобы войти в позицию другого, понять сложности, которые не позволяют Илье полноценно участвовать в обсуждении проекта, была высказана досада и осуждение его поведения как члена команды.

Таким образом, оборонительный подход становится барьером для эффективного общения, поскольку принимает слова собеседника на свой счет, выражая досаду, обиду и защитное осуждение поведения другого. Выходом может служить большая сосредоточенность на речи рассказчика, отвлечение от себя и желание понять позицию собеседника.

Добавить комментарий

 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*