В ситуации общения можно допустить определенные ошибки, которые «сведут на нет» весь разговор, станут барьером для его продолжения, не позволят вам понять смысл и суть сообщения, а вашему собеседнику не позволят свободно высказаться.
Одним из таких неэффективных подходов является критика в ответ на полученное от рассказчика сообщение. Довольно распространенная реакция слушателя, когда он «сам того не ведая» начинает осыпать собеседника критическими замечаниями, едкими остротами, прямым осуждением, порицаниями, критикой.
Осенью, на центральном телеканале показывали второй сезон сериала «Доктор Рихтер». Доктор Рихтер — прекрасный пример агрессивного способа общения (подробнее об агрессивном способе общения читайте в «Навык общения — агрессивная манера доктора Рихтера») и использования критического подхода. Рихтер практически всегда буквально обрушивался критическими, едкими, колкими, обидными, унижающими личное и профессиональное достоинство другого замечаниями на своих подчиненных. Еще Рихтер любил покидать дротики, чтобы расслабиться и развлечься, а может быть это помогало ему сосредоточиться и, «попав точно в цель», поставить правильный диагноз. Но, его слова по отношению к другому были таким же дротиком, ранящим уколом, коротким ударом.
Рассмотрим критический подход в ситуации общения на примере к статье «Эмпатическое слушание — баттл между эмпатией и сочувствием». В случае критического подхода ответ на проблемную ситуацию Ильи может быть таким:
– «Илья, если бы ты действительно был профессионалом, тебе было бы интересно участвовать в наших обсуждениях и ты смог бы оказать помощь команде в работе над этим проектом, я прав?»
Определенно, Илья почувствует нападение на себя как на профессионала, как на специалиста, почувствует обесценивание себя со стороны коллеги, свою незначимость, агрессию и враждебность в свой адрес, колкость в свой адрес, «пощечину» с улыбкой на лице.
Вместо того, чтобы войти в позицию другого, понять сложности, которые не позволяют Илье полноценно участвовать в обсуждении проекта, было высказано сомнение в пользе от его участия и значимости как специалиста.
Таким образом, критический подход становится барьером для эффективного общения, поскольку закрывает возможности понимания позиции другого, смысла высказанного им сообщения, обижает и обесценивает собеседника, настраивает на конфронтацию, либо прекращение разговора.