Навык общения важен человеку на протяжении всей его жизни: на работе и дома, в построении карьеры и в личных отношениях. При этом нам приходится как говорить, так и слушать. Но слушаем ли мы на самом деле? Или просто делаем вид, вынужденно, ожидая своей очереди высказаться?
Рассмотрим ситуацию слушания более подробно, обычно выделяют три фазы слушания.
1 фаза — восприятие информации, ее получение, считывание органами чувств — не только слухом, но и зрением. Часть информации мы «слышим» глазами, воспринимая невербально передаваемую информацию мимики и жестов говорящего, покраснение кожи, капельки пота на его лице, выдающие волнение, смущение, чувство стыда или другие характерные особенности.
Это помогает нам лучше понять не только мысли, но и чувства говорящего, его переживания – то, что он вкладывает в свои слова.
2 фаза — осмысление информации. После получения информации наш мозг занимается ее оценкой и анализом. Процесс обработки позволяет понять, вычленить суть, смысл передаваемого сообщения. Чтобы действительно понять, что хотел сказать ваш собеседник необходима концентрация внимания на говорящем, а также на его речи, словах. Важным является то, в каком эмоциональном, психическом состоянии находится слушатель – если его захлестывают эмоции, аффекты, тогда он может упустить главное, суть, смысл сообщения.
3 фаза — реакция на полученную информацию. Говорящему важно получить обратную связь, вербальные и невербальные сигналы, подтверждающие то, что слушатель получил и понял его слова. Такое подтверждение очень важно, ведь тогда между говорящим и слушающим устанавливается невидимая связь, истинная коммуникация!
Говорящий видит и чувствует, что его слушают, понимают, ценят. Растет открытость, доверие, уважение между обоими участниками разговора, говорящий получает удовлетворение, своего рода «поглаживание», а значит, увеличивается эффективность коммуникации, сотрудничество между людьми, образуются дружеские отношения.
Таким образом, слушание это процесс получения и обработки информации от говорящего, извлечения смысла, а также последующей реакции, в зависимости от собственного, личного отношения к полученному сообщению.