Навык общения важен человеку на протяжении всей его жизни: на работе и дома, в построении карьеры и в личных отношениях. Есть один конструктивный способ общения (ассертивный, убедительный) и три деструктивных способа (агрессивный, пассивный и пассивно-агрессивный), разрушающих общение и отношения между людьми.
Общаться эффективно означает, что следует использовать убедительную речь, быть ассертивным. Использование ассертивной манеры речи подразумевает уважительное отношение к собеседнику вне зависимости от обстоятельств.
Всем нам хочется признания своего Я, чтобы другой разделял, признал значимость наших взглядов и ценностей, а это и составляет суть уважения, уважительного отношения к другому.
Ведь неуважительное отношение, пренебрежение, нарушение достоинства, оскорбления, критика не просто ранят наше самолюбие, они наносят удар по нашей структуре и восприятию мира, нашему Я.
Уважение к другому может появиться от ответа самому себе на следующий вопрос: Я действительно хочу найти наилучшее решение или просто хочу чтобы было по-моему?
Долгосрочные отношения основаны на взаимном уважении, по другому и быть не может, ведь строя отношения мы рассчитываем на их продолжительность.
Проявляйте уважение к человеку в любой ситуации и у вас будет больше единомышленников в будущем.
Никто не заставляет вступать в отношения с теми, кто относится с неуважением к вам самим, но и отвечать «око за око», «зуб за зуб» — грубостью и агрессией на проявленное неуважение — деструктивно и саморазрушительно, это путь вражды и разрушения, неизвестно к чему он может привести, но точно ни к чему хорошему – формируется тревога, стресс, негативное состояние в виде коктейля из обиды, злобы, ненависти и мести.
Снижайте отношения с такими людьми до необходимого минимума и проявляйте понимающую толерантность, относясь с уважением вне зависимости от обстоятельств.
Таким образом, уважение к другим вне зависимости от обстоятельств – необходимое качество эффективного общения, сотрудничества и решения проблем.