Психоанализ и химические опыты

В широко известном в узких кругах словаре по психоанализу Лапланш Ж, Понталис Ж-Б. приводится высказывание основателя психоанализа Зигмунда Фрейда, в котором он сравнивает работу аналитика с работой химика:

«Мы назвали психоанализом работу, посредством которой мы возвращаем в сознание больного вытесненные психические переживания. Почему мы говорим об “анализе”, т.е. о расщеплении, разложении, — по аналогии с работой химика с веществами, которые он находит в природе и приносит в свою лабораторию? Да потому, что эта аналогия, по сути, вполне обоснована. Симптомы и различные патологические явления у пациента, как и вообще все психические действия, имеют весьма сложную природу, причем составляющие их элементы – это, в конечном счете, побуждения, влечения. Однако пациент ничего или почти ничего не знает об этих исходных побуждениях. Мы учим пациента понимать весьма сложный состав психических образований, приводя симптомы к лежащим в их основе побуждениям и влечениям, и показывая больному в его симптомах дотоле не признанные им мотивы и влечения, подобно тому, как химик выделяет основное веществ или химический элемент из состава соли, в которой он, будучи соединен с другими веществами, становится неузнаваемым. Мы также показываем больному — в тех психических явлениях, которые считаются патологическими, — что он не вполне осознает их мотивы, что их породили другие явления и побуждения, оставшиеся ему неведомыми».

Слово анализ произошло от латинского analysis, которое, в свою очередь, берет свое начало от древнегреческого и означает разложение, расщепление, растворение, разрешение, освобождение.

Само слово напрямую связано с химическими опытами, с химией, с растворением — надо думать растворение солей в кислоте, вспомним широко известный кулинарам пример гашения соды: если капнуть уксуса в ложку с содой, тогда сода зашипит, запенится, объем вещества в несколько раз увеличится, после чего сода растворится и «исчезнет».

Это до сих пор поражает наш глаз, наше искушенное восприятие. В этом до сих пор много магии и волшебства, удивления и изумления.

Действительно, как твердое вещество «вдруг» исчезает, превращаясь в бесцветную жидкость или, скажем, взрывается с выделением большого количества пара, дыма, искр, огня.

Неправда ли, столь яркие эффекты, странности, исчезновения и превращения вызывают любопытство, будят нашу любознательность?

Как же так? Если нечто до этого целое, понятное, ощутимое вдруг исчезает, растворяется, значит оно само состоит из более мелких элементов, частей, которые и образуют эту цельность, единство предмета.

Этих частей, элементов не видно, получить, узнать о их существовании можно лишь в результате опытов, как правило, в результате проведения серии экспериментов, конечным итогом которых и станет искомый элемент.

Конец 19 века, явления гипноза будоражили воображение публики, производили эффект волшебства, подобно волшебству химических опытов!

Опять же, явление гипноза, потеря контроля своего сознания и разума, беспрекословное подчинение воли другого человека — пленят нас и сейчас, доказательством чему служит хотя бы передача «Звезды под гипнозом» с беззлобными розыгрышами потехи ради. Под воздействием гипнотезера, в состоянии гипноза, люди забывают свое имя и недосчитываются пальцев на руке, то есть происходят забывания, нарушения в работе памяти и восприятии своего тела. Подобное случается и без гипноза, особенно часто происходят разного рода забывания, пропуски и ошибки в речи, оговорки, которые теперь так и называются «по Фрейду». Явления истерии предполагают нарушения в функционировании и восприятии своего тела.

Получается, что психика не менее сложна и способна на «растворение», в результате которого происходят и веселящие и пугающие нас события. Привычный контроль сознания вдруг исчезает и проявляются неведомые ранее мотивы в поведении, мыслях, чувствах, речи. Значит, и для психики уместно своего рода расщепление, анализ составляющих её мотивов, рассмотрение их противостояния в виде внутренних конфликтов.

Разрешение внутренних конфликтов, понимание психических ведет к устранению этой изматывающей борьбы мотивов и к закономерному освобождению энергии для жизни, для более свободного и творческого существования. Энергии, которую человек может направить для улучшения качества жизни, став более продуктивным в работе и в отношениях с другими людьми, становясь счастливее!

Добавить комментарий

 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*