Анализ сериала «Пациенты» 21 серия 1 сезона. Понедельник, как известно, день тяжелый. Пол чистит зубы и приводит себя в порядок перед приходом первой на этой неделе и самой проблемной его пациентки, Лоры. Он кажется каким-то усталым и разбитым, старым и замотанным. За окном льет дождь, ручьи стекают по оконному стеклу, пасмурно, как будто не 9 утра, а 9 вечера. Дверь в туалет остается незакрытой, открытой на половину с началом сеанса, символизируя этот разлад в душе Пола, буквально — его неспособность в полной мере регулировать свое собственное окружение, как внутреннюю, так и внешнюю обстановку, по принципу: что внутри, то неизбежно проявится снаружи.
Между тем, с начала встречи, Пол пытается обсудить график плавного окончания терапии Лоры с ним. Лора утверждает, что этот сеанс последний. Пол спрашивает — какие чувства у Лоры в связи с этим? Чувство усталости и грусти. Дальше мы узнаем, что подобный разлад и в душе Лоры едва не привел к смерти девочки у неё на работе, в больнице.
— Милая девчушка, перестала дышать, посинела
— Чувствовала себя дерьмом, белый халат, компетентный вид
— Я села в лужу
Пол просит описать девочку. Удивительно, но Лора сравнивает себя с этой маленькой девочкой, с самой собой в этом возрасте:
— красивые руки, как у настоящей женщины, такие ноготки, я то в её возрасте грызла ногти.
В самом конце сеанса, Лора сама вернется к описанию того, что случилось с девочкой, признается, открыв, в очередной раз за эту встречу, пугающую правду:
— Я присоединила ту девочку не к той трубке, надула её как воздушный шар, за 2 минуты
— И знаете почему? потому что думала о вас и осознала, что из-за вас я схожу с ума и это должно прекратиться.
Но прекратиться с ней, должна была не только ситуация с Полом, но и то, что случилось много лет тому назад, в далеком прошлом, тогда, когда она была такой же маленькой, милой девочкой, после смерти мамы, о тех 2 месяцах её сексуальной эксплуатации сорокалетним Дэвидом и безразличием отца, который не смог её защитить (не смог сберечь сон маленькой Лоры).
Сам эпизод с девочкой был попыткой сказать об этом самой себе, жестокой попыткой едва не стоившей жизни беззащитной и беспомощной, в буквальном смысле, девочке.
Конфронтируя с убаюкивающей реальностью, с которой Лора жила все эти годы, Пол показал ей — как это всё выглядит со стороны, означает на самом деле, с точки зрения взрослого, а не ребенка ищущего оправдания в мире своих фантазий:
Преступление Дэвида
Лора: — Это я соблазнила его, вы читали Лолиту?
Пол: — Вам не казалось, что этот человек, Дэвид, пользуется вами?
Лора: — Он был нежен.
Пол: — Нежен или нет, это не важно. Он знал как поступить, на нем лежала ответственность, ему было 40 лет, он был обязан прогнать вас прочь. Вы не испытываете злости по отношению к нему?
Вина, равнодушие отца:
Пол: — Где был отец?
Лора: — Спал в соседней комнате
Пол: — Два месяца не догадывался, что происходит?
Лора: — Он был в депрессии, переживал
Пол: — Да, я понимаю, но дети не должны заботиться о своих родителях — такого бремени не заслуживает ни один ребенок.
— Может быть вы злитесь на отца, на то, что он не защитил вас и ничего не заметил? что бы вы ему сказали сейчас, скажите ни ради него, ради себя?
На этом последнем сеансе вскрылось в виде окончательной правды, то, что больше года лишь витало в виде гипотез в голове Пола и скрывалось Лорой — либо в форме умалчивания, либо обмана (оказалось, что Дэвид был у Лоры первым сексуальным опытом).
— Жаль вы не были таким раньше.
— Раньше вы мне этого не рассказывали.
Останется ли Пол терапевтом Лоры, либо передаст её другому терапевту, в любом случае на этой сессии был достигнут большой прогресс в терапии — путем добровольного ослабления сопротивления Лоры (эффект последней встречи, когда можно уже рассказать правду не таясь) и конфронтации Пола (вскрывающие, глубокие, окончательные интерпретации случившегося) были вскрыты основные конфликты, проясняющие травмы детства Лоры, случившиеся после смерти её матери.