Сексуальная месть — сериал Пациенты (16/1)

Анализ сериала «Пациенты» 16 серия 1 сезона. Понедельник, новая неделя начинается для Пола с самой проблемной пациентки Лоры. У Фрейда была пациентка Дора, с которой у него состоялось открытие понятия переноса, а у Пола — Лора. Очевидно, не случайно их имена так похожи. Случай Доры относится к основным 5 клиническим случаям З.Фрейда, описанных им и легшим в основу теории психоанализа. Дора демонстративно ушла от Фрейда, отказавшись от анализа в 1900 году, Лора — её кинематографическая реинкарнация, современная Дора, по прошествии ста лет. Многое изменилось с тех пор в поведении, реакциях, внешнем виде. Однако, психика намного более ригидна и слабо подвержена изменениям, со сменой эпох меняются культурные декорации, но не сам человек.

Вариант мести отвергнутой женщины — переспать с другим мужчиной. Лора начинает встречаться с Алексом, пациентом Пола перепутавшим день приема, что позволило им столнуться друг с другом и познакомиться. Внешне, по возрасту и конституции, они весьма подходят друг другу, оба привлекательны и сексуальны, молоды, энергичны. Лора смакует подробности их интимной связи, от которых Пол впадает в задумчивость.

— Он подражал мне, я сняла рубашку, он тоже.

Похоже, Лора идеализирует и гипертрофирует свою сексуальность и чувственность:

— Вулкан это клише, но так это и было, словно 10 оргазмов сразу.

винит Алекса в его механистичности: «он меня даже не касался», «опирался локтями».

Пол интерпретирует отношения, секс между Лорой и Алексом как месть ему за отказ вступить в сексуальные отношения с Лорой на предудущей сессии:

— Это больше похоже на вызов: смотри что ты потерял, Пол. Ты трус, идиот.

Вполне логично, такой мотив был, вероятно изначально, когда Лора вышла обиженная и в «растрепанных» чувствах после предыдущей сессии и увидела привлекательного мужчину на обочине. Однако, было и что-то еще в отношениях Лоры с Алексом помимо мести, вспыхнувшее чувство влюбленности.

Влюбленность словно обещание, мираж счастливого будущего, нового, изменений, которые непременно будут прекрасны. Той ночью, когда Алекс ушел, Лора остро почувствовала запах чизкейка. Этот запах опьянял и был родом из той счастливой половины детства Лоры, когда его готовила мама, еще до болезни.

— С тех пор ищу запах чизкейка.

Пол спрашивает: «Почему в ту ночь вы вспомнили именно это?» Лора не может объяснить. Похоже, возникшее обещание волшебства, мечтательная влюбленность, страсть и завязывающиеся новые отношения с Алексом разбудили в ней воспоминания, ощущения счастья родом из детства, весь букет эмоций и ощущений, остро связанный с этим запахом, запахом чизкейка, который готовила мама. Прямо как у Пруста в «Поисках потерянного времени», он искал нечто похожее — запах и вкус пирожного Мадлен.

Думая, что это последние встречи и Пол хочет так или иначе с ней расстаться (прекратить терапию с ним, передав другому аналитику), Лора проговаривается о важном, о чем молчала раньше, весь предыдущий год, о том, что ненавидит себя. Для Пола эти слова стали неожиданностью, но Лора раскрываться больше не хочет, адресует вопрос «почему?» ему самому: «а вы когда-нибудь себя ненавидили?». Так мы узнаем, что Пол в детстве долгое время испытывал чувство вины за то, что не мог облегчить страдания своей душевно больной матери.

— Облегчение знать, что бремя сброшено и знать, что его вообще не должно было быть.

Выясняется нечто новое, то, что их объединяет — детская травма связанная с болезнью матери у обоих. Чувство вины, неосознанно принятое на себя ребенком, от которого Пол смог избавиться, а Лора мучительно проживала до сих пор, все эти годы как тягостное чувство своей «прокаженности», «плохости». Становятся понятны жесткие слова отвергнутого жениха Эндрю:

— Господь спас меня от бесконечной смерти с тобой.

Похоже, с ним, Лора чувствовала себя «грязной», недостойной (его заботы и нежных чувств), поскольку находилась в депрессивном состоянии «бесконечной смерти», нелюбви к самой себе.

Сохранить

Добавить комментарий

 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*