Вечерние политические ток-шоу

Когда я прихожу с работы и включаю телевизор, сразу после ужина или во время него, на основных телеканалах идут ток-шоу в форме политических теледебатов на актуальные события прошедшего дня. На первом это «Первая студия», на втором — «60 минут». Самое лучшее время, прайм-тайм, даже три свахи с их «Давай поженемся» куда-то исчезли с эфира. Если искать еще такие передачи, то их легко можно найти просто щелкая и переключая каналы. Таким образом смотреть такие социально-политические ток-шоу можно непрерывно до глубокой ночи, разменяв Урганта на Владимира Соловьева.

Как тут не вспомнить психологию масс, Зигмунда Фрейда и не проанализировать происходящее здесь и прямо сейчас. Процессы проективной и интроективной идентификации субъекта с социальной общностью, в которую он входит накладывают свой отпечаток на его Я-идеал, на характерные черты его личности. Идеал-Я помимо индивидуального, имеет еще и социальный компонент в виде идентификации и принятия идеалов, ценностей и убеждений группы, членом в которую он входит хотя бы самим фактом своего рождения — являясь гражданином своей страны.

Мне представляется такое «заселение» телеэфира социально-политическими ток-шоу в прайм-тайм может быть очень опасным. Ведь такая идеализация с идеализированным объектом в виде страны, гражданином которой субъект является, приводит к размыванию и стиранию границ между ними, различий между собой и объектом. Тогда любое оскорбление, какое-либо нападение на объект (а именно — на страну в прямом эфире оппонентами в теледебатах) воспринимается субъектом как личное оскорбление и нападение на него самого, на свой идеал, идеал Я, и он, неизбежно, получает нарциссическую травму, рану.

Своеобразной сатисфакцией и компенсацией за причиненный нарциссический ущерб служит объединение и сплочение, членов сообщества, граждан, испытывающих праведный гнев, против врага в лице субъектов, нанесших оскорбление и социальных обществ, интересы и идеалы которых они представляют.

Действительно, ведь когда нарциссическая позиция по отношению к объекту оставлена, идентификация с ним потеряна, объект оставлен и отрицается, не остается ничего либидинозного по отношению к нему, тогда пустующее место заполняется злобой, ненавистью и презрением. И не только как  реакция на унижение, но и как состояние униженности, испытываемая субъектом, вследствие такой оставленности.

Это странное чувство внутреннего смущения от того, что этот поток слов и криков привели лично тебя к состоянию униженности, ведущее к нарастанию гнева и ненависти в ответ, как защитная реакция.

Так повторяющееся изо дня в день состояние ненависти от просмотра ток-шоу на актуальные события дня, может принять форму идеализации смерти и ненависти к жизни с желанием уничтожить не только другой объект, но и собственное Я. Происходит идентификация с  деструкцией и разрушением как защита от восприятия унижающего и несущего состояние униженности объекта.

И тогда становится не удивительным, когда на недавние митинги Навального пришла молодежь с желанием крушись и наказать, по сути уже не важно кого и за что — нашелся повод выплеснуть накопившуюся агрессию, которую ток-шоу, от которых «не спрятаться» и «не скрыться», так долго в них культивировали.

Добавить комментарий

 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*