Анализ сериала «Пациенты» 14 серия 1 сезона, четверг, 17-00, Джек и Эмми на приеме у Пола. Семейная терапия, которую Полу следовало бы прекратить сразу, узнав о факте беременности Эмми, поскольку сильные чувства могут спровоцировать выкидыш, что, впрочем, и случилось. Однако сложность ситуации была в том, что именно с этим запросом они и пришли на терапию — разобраться стоит ли оставлять ребенка или прервать беременность. На прошлом сеансе у Эмми случился выкидыш. В этот раз она пришла одна, Джек пришел позже, ближе к середине сессии. Мы увидим ссору между ними, уход Эмми и Джека, следом за ней, но уже не вместе с нею, а потом все повторится зеркально, в той же последовательности между Полом и его женой Кейт — приход жены, выяснение отношений, её уход и одиночество Пола.
Интересно, что заключительная сцена и титры этой серии идут под аккомпанемент спокойной и лирической музыки (Пол перед приходом Кейт включает проигрыватель и ложится на диван), следуя принципу синхронии, у меня на радио включилась похожая неторопливая мелодия. Но на душе у Пола, да и остальных участников этих двух семейных драм, бушует огненный шар, файербол чувств, клокочущих, рвущихся изнутри наружу, перемешанных и разных, внимание — сконцентрированно в одну точку, в которую этот невидимый шар, кажется, будет выпущен. Этой красивой музыки вокруг он уже не слышит..
Первый момент хотелось бы отметить в самом начале — в ситуации, когда ходит семейная пара, речь идет о семейной терапии, её рамки, условия сеттинга должны строго соблюдаться, что Пол и делает. Своим приходом без мужа и желанием индивидуальных консультаций Эмми нарушает условия проведения семейной терапии, обязательным для которой является присутствие обоих партнеров.
Очередной раз, пациент Пола ставит его в неудобное положение, из которого тот грамотно выходит, разрешает сложившуюся ситуацию — все сказанное на сеансе будет рассказано отсутствующему в этот раз мужу и сессия проводится с этим учетом, а значит с негласным его «присутствием».
Запрос, проблема, с которой Эмми обращается к Полу в том, что она чувствует себя «чересчур отлично» («счастлива», «переполнена энергией»), что пугает её саму, разумом она понимает, что это выглядит не нормально и так быть не должно:
— Я бесчувственная? со мной что-то не так? Вы, думаете, я чудовище?
Пол дает осторожную интерпретацию — что это может быть облегчением после травмы, о защитном поведении Эмми как необходимости защищаться от кого-то или чего-то и как устойчивый паттерн отношений Эмми с мужем Джеком и вот теперь с ним, со своим аналитиком.
Механизм защиты. Во многом именно так, речь идет о вытеснении болезненных представлений и о подавлении чувств. Но они должны быть проявлены — печаль, скорбь, горе, слезы, иначе идет подавление чувств, их отрицание, бесчувственность и на место горевания приходят странные игры, которые носят самоуничижительный, деструктивный, само-разрушающий характер. Эмми ведет себя сексуально агрессивно — флиртует с Полом, заигрывает с начальником Ривзом на работе, постоянно провоцируя (играя) Джека. При этом она говорит:
— Я просто пошутила
— Я ничего не чувствую, вы забыли
— Просто скучно
Кажется, Эмми ищет наказания, её вытесненное чувство вины – бессознательно, и как всякий бессознательный материал может быть проявлено, прорывается во сне, а также в оговорках, в жестоких и унизительных, унижающих саму себя шутках. Такие шутки разделять нельзя, это уже соучастие в агрессии пациента к самому себе:
— Мне не показалось это смешным
Эмми спрашивает про пятно, кажется, что она пришла не столько к Полу, сколько к этому пятну, желая через него испытать то, что то символизировало — потерю ребенка и те чувства, что она потеряла внутри себя. Пятна уже не было.
— Может вы хотели увидеть пятно, чтобы примириться с ним и со своими сложными чувствами по его поводу?
Эмми молча, не двигаясь, заплакала, сглатывая комок в горле. Нам показывают Джека, который смотрит, через оконное стекло, как Эмми вытирает слезы салфеткой. Последующий диалог между ними состоит из серии обвинений и оправданий.
— Почему все, что ты говоришь, звучит как обвинение, ты допрашиваешь меня. Я виновата, а ты всегда прав.
Похоже, что эта игра была нужна Эмми, чтобы наказывать себя посредством мужа за потерю ребенка.
На попытки Джека манипулировать терапевтом, уйти от ответа. переадресовать вопрос, Пол не однократно повторяет, акцентируя пациента на своем вопросе:
— Я спрашиваю у вас
На объяснение Джека, что Эмми изменилась после выкидыша, стала «озабоченной», словно «вышла на охоту», Пол дает такую интерпретацию:
— люди часто ведут себя так, когда отношения с партнером кажутся им западней
А затем:
— может быть, беременность Эмми давала возможность управлять ею, ей было не так легко «выйти на охоту», как вы сказали, как в старые добрые времена, когда Ленни был маленьким, а Эмми была..
— домашней, прирученной, недумающей. Я отказалась от своей свободы!
прерывает его Эмми, испытывая проясняющий инсайт, который преждевременно заканчивает сессию (оставалось еще несколько минут).
В этой, последней, интерпретации Пол был, мне кажется, неосторожен, употребив слишком резкие слова («управлять ею»), а мог бы сказать мягче – например: заботиться, ухаживать. Смысл бы изменился, негатива и разрыва могло бы не случиться.
Уходит Эмми, затем Джек. Ситуация зеркально повторяется в ссоре с женой, которая уезжает в Рим с любовником:
— Возьми визитки ресторанов, которые нам понравились в Риме. Заказать вам столик?
— Я не собираюсь чувствовать себя виноватой!
— А мне все равно! Закрой за собой дверь!
Пол даже так же едко шутит над Кейт как Джек над Эмми, а Кейт, кажется, разворачивает сценарий похожей игры в поисках наказания для самой себя в планируемых событиях, представляющихся провокацией и оскорблением мужа, страдая от подавляемого чувства вины и стыда.
Нам настойчиво и убедительно показывают, что контрперенос терапевта Пола на своих пациентов имеет место быть — действуя в целом весьма разумно и грамотно, он дает волю своей невыраженной агрессии (на жену Кейт) в выборе слишком резких, ранящих слов для своих пациентов.