В новогодние каникулы посмотрел фильм «Кинг-Конг» Питера Джексона, смотрел с интересом и интригой, вспомнив, что Лора в 11 серии «Пациентов» сравнивала себя с Кинг-Конгом: «Это цирк, все смотрят на меня с глупыми улыбками, будто хотят посмотреть, что я буду делать дальше». Речь там шла о замужестве и её самой в роли невесты. Странно, что она сравнивала себя не с главной героиней Энн, а с самой огромной обезьяной-монстром. Я хотел своими глазами увидеть те кадры, когда Кинг-Конга привезли в Нью-Йорк и выставили на сцене, на потеху публике, но интерес этот был обусловлен словами Лоры из «Пациентов».
Надо сказать, ждать этих кадров пришлось долго, первые два часа были посвящены приключениям в поиске таинственного острова и героическим сражениям на нем. Первое выступление Кинг-Конга на публике, уже в Нью-Йорке, оказалось прерванным, животное порвало сковывающие его цепи и вырвалось на свободу. Интересный момент состоял в том, что вторая участница сценического дуэта — главная героиня Энн (Наоми Уоттс), категорически отказалась от участия в спектакле и её роль исполняла другая девушка, статистка. Между тем, именно с Энн логично было бы сравнивать себя Лоре в роли невесты, поскольку та — молодая девушка, то есть одного с ней возраста и пола, кроме того, она была там постоянно в белом платье, как у невесты.
Возможно, Лора все-таки сравнивала себя с главной героиней и бессознательный намек был именно на то, что в этом «цирке» (свадьбе) главная героиня участвовать как-раз таки отказалась, противясь насилию, как над своей личностью, так и над свободой животной природы Кинг-Конга. Лора намекала, что, если она выберет второй вариант — Кинг-Конга и станет участвовать в этом мероприятии (свадьбе), она будет себя чувствовать как Кинг-Конг в Нью-Йорке — в конец потерявшейся и чуждой в этом мире, а дело может кончиться плохо для всех, ведь с ней может случиться психоз, истерика и она порвет символические «путы» как Кинг-Конг свои цепи в фильме. Сравнение Лоры себя с Кинг-Конгом, помнится, вызвало у меня шок и недоумение, и вот, наконец-то, для меня пазл сложился и загадка этого сравнения была во многом отгадана.
Кажется, сама судьба зовет меня продолжить просмотр и анализ этого сериала о психотерапевте Поле и его 5 пациентах — Лоре, Алексе, Софи, семейной паре Джейк и Эми. Раз так случилось, во многом спонтанно, с Кинг-Конга и связанной с ним 11 серией «Пациентов» и начнем! Значит так тому и быть.
По первому образованию я математик, большую часть жизни проработал программистом, поэтому красота порядка, структурный подход к делу меня привлекают и заводят, я — сторонник подготовленной импровизации. С этой целью, полезно изначально задать определенную форму анализу каждой серии списком вопросов, ответив на которые я автоматически создам как содержание, так и решу интересующие меня задачи (в основном касательно понятий и техники психоанализа, который я сейчас активно изучаю с целью дальнейшей практики).
Список вопросов:
> что особенно впечатлило в речи главных героев, в диалоге, поразило, не выходит из головы?
> с художественной точки зрения, какой кадр, момент, сцена особенно впечатлила?
> на какие мелочи обратили внимание при просмотре этой серии?
> какое название вы дали бы этой серии, основная тема?
> какие ключевые понятия психоанализа, психоаналитической терапии затронуты, как и в чем проявляются?
> какие фразы хотелось бы выписать как цитату, потому что было ярко, емко и глубоко сформулировано?
> какие чувства преобладали у главных героев, динамика ощущений?
Итак, 11 серия, она начинается с опоздания пациентки Лоры, садясь на диван, Лора обнаруживает ремень Пола на нем: «Вы собирались выпороть меня за опоздание». Лора ведет себя агрессивно и своими действиями (опозданием) и первыми словами. Речь сразу же идет о наказании, полагаю, бессознательно Лора проговаривается, её слова не врут, она требует устроить ей показательную порку, зная, что они будут обсуждать её опоздание (первое за долгий период, без предупредительного звонка, а потому демонстративное и показательное) и символическая «порка» состоится неизбежно. Отсюда, со всей определенность и неизбежностью вытекает название этой серии «Показательная порка».
С учетом эротического переноса Лоры и контрпереноса Пола, уже произошедшем признании в любви со стороны Лоры, слово «выпороть» несет в себе сладкий намек на сексуальный акт. Поднятый ремень (змея) намекает как на фаллос Пола, так и на его спущенные штаны, на интимную зону, которая проговаривается неявно, лишь намеками. Между тем, Лора, вовсю флиртует с Полом, пусть и неосознанно посылая вербальные и невербальные сигналы.
Пол старается преодолеть сопротивление Лоры признать намеренность опоздания, давая проясняющие интерпретации: «Вы бы все равно бы опоздали», «Мне кажется ваше опоздание не случайным, быть может, вы хотели что-то сказать этим?», «Вы злитесь на меня? Быть может, я плохо выполняю свою работу? Нам надо это обсудить».
Рассказом о собаке, идентификацией с ней, Лора явно хочет, чтобы Пол проявил к ней жалость, требует спасения, чувств от него. С другой стороны она чувствует себя загнанной собакой, которая попала в обстоятельства, в которых ею играют «пинг-понг» действующие в её жизни мужчины, включая Пола.
Пожалуй, Полу следовало продолжить обсуждение чувств Лоры к собаке и следовать по пути пациента, не переводя диалог в русло их терапевтических, рабочих отношений. Возможно, что-то важное было упущено, вследствие усталости Пола, Лора чувствует за словами Пола его перенос, что он хочет отказаться от неё как от пациента, фактически бросить в трудный для неё момент: «Я опоздала и вы пытаетесь выгнать меня с сеансов. Возьмите ремень, это более гуманное наказание». Быть может Пол это сделал намеренно, еще больше акцентируя и давая прорваться изначальной агрессии и злости Лоры к нему, конфронтирует, провоцирует её дать новый, вытесненный материал, который готов провраться и принести с собой новое понимание.
Лора говорит о том, что хотела сделать маленький протест, о своем чувстве с прошлой встречи «будто меня ударили», вероятно, об испытанном унижении и оскорблении её как женщины, отвергнутой мужчиной. Интересно, что Лора кричит фактически на Пола о том, что она не злится на него, на что Пол ехидно отвечает шуткой: «вы анти-злитесь». Кажется, особенно если бы они не были вдвоем, после этих слов Лора, вероятнее всего, встала бы и ушла, отношения и терапия между ними были бы навсегда прерваны. Быть может Пол и провоцировал её бессознательно на это, на добровольный уход, тем самым разрубая «гордиев узел» проблемы эротического переноса (нет пациента — нет проблемы).
В дальнейшем Пол извиняется за свою «решительность, не жестокость»: «Я сожалею, что ранил вас», объясняя, что его вины в этом нет, «возможно, я слишком громко закрыл дверь». Мне кажется решительность, твердость, спокойствие и выдержка Пола спасают его в ситуации с Лорой, она не устраивает ему истерику, сталкиваясь как раз с этой его невовлеченностью. Лора хочет наказать Пола, но не хочет его терять.
Цитаты Лоры:
— вы какой-то «Анти»;
— возьмите ремень, это более гуманнное наказание;
— вы все-волишь пациент и все ваши слова будут использованы против вас;
— вы давно планировали избавиться от меня?
Цитаты Пола
— я вовсе не реагирую отрицательно, я просто пытаюсь вас понять;
— ответ может быть и идеален, но это не было случайностью;
— если вы скажете ему, это станет реальностью (отцу о свадьбе) ;
— вы не хотите, чтобы я относился к вам как психолог, вы хотите, чтобы я относился к вам как человек влюбленный в вас, это не оставляет нам шансов на успех в терапии.
Цитата Алекса:
— зачем вам такси, если вы можете доехать на этом (разводит руками на свою машину, флиртуя с Лорой).