Читая Уилфреда Биона, был поражен, что он для агрументации своей теории не использует ничего кроме фразы «я чувствую», смело! Это в отличии от Зигмунда Фрейда, который прежде чем что-либо сформулировать долго рационализирует на эту тему, приводит аргументы из «глубины веков», стараясь создать научный фундамент для своей теории. Впрочем и за это ему (Фрейду) тоже досталось, недоброжелатели обвинили его в излишнем детерминизме своей теории. А Бион смело, честно и прямо, до смешного просто заявляет — «я чувствую», представляя это достаточным аргументом для своей теории, которую неявно предлагает желающим проверить эмпирически в своей практике.
Итак, что же я чувствую? Здесь и теперь, на рубеже ровно половины срока обучения — ровно половина срока уже позади и оставшаяся половина с каждым днем приближает её окончание. Призрачные и нереальные мечты догорают в прошлом постепенно обнажая остов крепкого знания и достигнутого понимания!? Похоже разделительная грань между аналитиком и тем, кто им не является — критерий профессиональной идентификации заключается в отношении к агрессивному поведению пациента. Я чувствую, это та граница, красная нить, которая переструктурирует нас — вчерашних студентов, нагруженных собственными проблемами и пришедшими их решить посредством получения образования, в аналитиков, психотерапевтов — существ, способных каким-то невероятным образом помогать решать проблемы других.
Аналитик — это тот, кто способен открыто принять и обработать агрессию другого. Терпеливо выслушать и начать спокойно говорить об этом, не избегая и не закрываясь от неё ни стеной молчания, ни пугающей сильной ответной реакцией вовлечения. Клиент всегда несет и выплескивает сильные, мучающие его, часто несознаваемые, негативные эмоции, как то: тревога, страх, стыд, позор, вина, муки совести, гнев, обида, злость.
И пока нет необходимой реакции принятия — нет терапевта как такового, есть еще один пациент и встреча превращается во встречу фактически двух пациентов, в которых один говорит, а другой прочел больше книжек, но не может дать необходимого отношения, ответной реакции. Точнее реакция конечно будет, даже молчание — все-равно вариант реакции, только не та, и тогда раздражение клиента, его агрессия будут только нарастать. Это служит сигналом, что терапевт скатывается в своих реакциях к привычной реакции окружения, к «плохой матери» клиента, к взаимоотношениям, которые у последнего уже были и есть в настоящем, к латентной проблеме, с которой он собственно и пришел, пусть её не озвучивая явно.