Девиантное поведение умницы Уилла Хантинга

После открытия сайта ТолкСон в виде нового сообщества сновидцев, снов и их толкований (tolkson.ru), я стал забрасывать свой личный блог, направляя активность в основном туда, да еще в учебу и холивары на закрытом форуме института. Однако иногда возникают ситуации, когда написанным эссе хотелось бы поделиться в расчете, что может быть это поможет кому-нибудь, кто прочтет, заставит задуматься, прорастет невидимым семенем в душе, пусть даже у одного человека. Дальше публикую свой отзыв на просмотр фильма «Умница Уилл Хантинг» и рекомендую к просмотру этот фильм, там играют молодые Мэтт Деймон, Бен Аффлик, Робин Уильямс.

В фильме на примере психотерапии молодого человека Уилла Хантинга, обладающего выдающими природными способностями, показаны причины образования девиантного поведения, его разрушительное действие на окружающих и прежде всего близких людей, саморазрушение человека. Кроме того, показан весь процесс психокоррекционного воздействия и его ключевые особенности.

Начинается фильм с кадров сидящего в своей, заваленной книжками комнате Уилла, что-то там читающего. Отгороженность и одиночество привычный уклад жизни Хантинга, нарциссическая замкнутость на самом себе, в мире своих книг – его привычный удел. Это следствие, а причины такого уклада можно разделить на:

  • Семейная неустроенность, отсутствие родителей, Уилл — сирота, фактически у него не было надежной опоры в жизни, поэтому сложности с идентификацией ему были практически обеспечены.
  • Социальное неблагополучие района в котором вырос главный герой (Южный Бостон), он и его друзья не могу себе позволить какого-либо блеска жизни и лучшее из возможного для них — покупка гамбургера с пивом вечером после работы.
  • Эмоциональное насилие – в приемных семьях Уилл долго не задерживался, мы узнаем, что отчим его регулярно жестоко избивал выпив, а Уилл еще больше его провоцировал, фактически наказывая самого себя через это, виня в своей жизни самого себя.

В результате сильное, неосознанно взятое на себя чувство вины, действовало разрушающим образом на мысли и поведение главного героя, в результате постоянных драк его готовы заточить в тюрьму и он отворачивается от каждого, кто пытается ему помочь, как-то участвовать в его жизни:

— до встречи с терапевтом Шоном от него отказываются 5 терапевтов;

— он отвергает любовь девушки, с которой ему по-настоящему хорошо и которую он искренне любит.

Хамство и оскорбления – естественное поведение Уилла в общении с другими людьми, он ершист в своих речах. Обладая незаурядным умом и знаниями, в том числе психологическими, проницательностью и наблюдательностью, Уилл построил непроницаемый психологический панцирь, через который невозможно достучаться практически никому.

Как же это удается Шону?

С первой встречи он выстраивает жесткие границы, рамки общения – фактически набрасываясь на своего пациента и запрещая ему оскорблять его жену. Затем он находит брешь в этом «панцире Уилла» в отсутствие у него опыта жизни («Ты еще молод, у тебя нет опыта»), отсутствии собственных переживаний, эмоциональной жизни. Только книжных, теоретических познаний мало, суть жизни в её проживании, переживании, в чувствах, которые ты когда-либо испытывал, а этого как раз Уилл лишен и в этом подлинная нищета его жизни.

Книги используются Уиллом как прикрытие, убежище от других и самого себя. Он боится довериться. Но именно доверие, как мы узнаем из лекции Шона с первых кадров знакомства с ним, так важно в терапии и жизни. В терапии доверие позволяет найти подход к пациенту, узнать его: «если пациент вам не доверяет, то он не будет с вами откровенен, а психоанализ потеряет смысл». В жизни без доверия невозможно обрести близость, построить по настоящему близкие отношения и найти свою любовь, испытать подлинные чувства, а значит по настоящему жить!

«Мы сами выбираем кого впустить в свой мир». «Мы не идеальны», никто не идеален, но дело не в этом – всё таинство любви и близости отношений между людьми в том, что они становятся идеальными друг для друга («идеальным ли вы друг для друга – вот в чём вопрос»).

Открываясь сам, посвящая Уилла в собственную личную историю, Шон завоевывает его доверие и Уилл постепенно открывается, начинает разговаривать с Шоном, рассказывать о себе, своих мыслях и переживаниях.

Психотерапевтическое воздействие на Уилла оказывают эти встречи с Шоном в результате развития переносных отношений отца с сыном: Шон начинает называть Уилла «сынок» и продолжает так его называть до самых последних кадров фильма, переносу на фигуру отца способствует также и существенная разница в возрасте между Уиллом и Шоном – Уилл годится Шону в сыновья. Таким образом, Шон восполняет собой важный пробел в развитии Шона, его взрослении – отсутствие любящего, понимающего и воспитующего его отца. Шон восполняет собой воспитательное воздействие и роль понимающего и любящего отца, которого Уилл был лишен все эти годы.

Важную задачу, которую Шон решает в своей терапии и жизни Уилла – само­опре­деление парня, самоактуализация и идентификация себя в мире, принятие им самого себя. Уилл не может ответить на важные вопросы, которые задает ему Шон: «Что ты хочешь? Что тебя увлекает? Ты родился с талантом о котором другие могут только мечтать и так им швыряешься, чего ты действительно хочешь?»

Уилл сбит с толку этими «простыми» вопросами, несмотря на весь свой ум и гениальность, похоже именно их он себе никогда не задавал и он не может ответить на них, поскольку осознания себя как личности и индивидуальности еще не случилось, он постоянно примерял чужие «жизни», маски (об этом говорит его лучший друг: «Ты живешь не своей жизнью, а моей. Тебе выпал выигрышный билет и ты боишься его обналичить, вот это чушь!»), но себя еще не нашел.

Однако сам факт того, что Шону удалось эти вопросы поставить перед Уиллом, то что тот смог осознать важность этих вопросов, невозможность в тот момент дать на них ответ – большой прогресс в их терапии!

Полагаю, Шон рассчитывал, что пытливый, гениальный ум Уилла теперь будет сфокусирован, сосредоточен на решении этой задачи и парень неизбежно её решит и самым лучшим для себя образом, надо только дать ему время, не тревожить, чтобы необходимая внутренняя работа, преобразование, трансфор­мация была выполнена, гусеница превратилась в бабочку, чтобы Уилл нашел и принял самого себя, осознал собственные интересы, свой путь.

Ключевую интерпретацию дает Шон в своем разговоре с Джерри (с профессором математики, однокурснике Шона) – нам показывают тень Уилла за стеклянной дверью, некоторое время он стоит за нею и не решается войти, мне кажется, что он слышал интерпретацию Шона и она сыграла на него свою терапев­тическую роль тоже. Шон спрашивает Джерри:

«Почему он хочет себя так вести, жить такой жизнью? – потому что ребенком его бросили самые близкие люди» — поэтому он прячется от людей, от отношений и никому не верит!

«Почему он не хочет расставаться с «гориллами»- друзьями? – потому что они голову за него сломают, они дают главное в чем он нуждается – верность!» — друзья заполняют ту дефицитарность, ту пустоту, которая дырой зияет с детства.

«Он отталкивает людей, боясь, что они его бросят. Это самозащита. Из-за этого он 20 лет был один, если ты на него надавишь, так будет и дальше».

Выходит агрессия и девиантное поведение Уилла от бессилия, это самозащита и отчаяние загнанного «зверька» не видевшего родительского тепла, искренних и преданных, близких отношений.

Да и сам оппонирующий ему Джерри осознает, что свой жизненный статус, карьеру он сделал, во многом, насилуя самого себя — из страха неудачи. Шон открывает ему глаза на этот страх инсайтом в момент сильного эмоционального волнения, аффекта, фразой: «Не надо бояться неудачи».

И эта фраза Шона уже относится также ко всем нам, здоровым невротикам — как часто из-за страха неудачи мы загоняем себя в угол стресса, гробим свою жизнь и здоровье, отношения с близкими и родными, личную жизнь, живем чужой жизнью, чужими интересами, забывая о своих!

Затем Шон вызывает прорыв эмоций Уилла, тот смог, наконец, выплакать свою боль, снять груз фантазийной, ложной вины («Ты не виновать, забудь о них»).

Год исправительной терапии (по направлению суда) подходит к концу и основные терапевтические задачи оказываются решены, чему подтверждением служит самостоятельный выбор Уиллом места работы и устройством на неё.

Заканчивается фильм тем, что Уилл осознает первоочередную важность в своей жизни отношений с любимой девушкой и едет к ней на подаренной друзьями машине. Этим выбором Уилл как бы поворачивается лицом к людям, начинает им доверять, по крайней мере, он хочет довериться и вернуть себе подругу.

Становится окончательно ясно, что Уилл обрел себя, намерен искать и пробовать себя на пути самоидентификации, самопознания, то есть стал одним из «нормальных» людей, которые не идеальны, но открыты другим и самим себе, ищут себя и смотрят с интересом на мир широко открытыми глазами.

В поведении Уилла это также становится проявлено – спокойное и уверенное, без признаков и проявлений агрессии, в стремлении жить своей жизнью и желании строить отношения с другими, восстановить отношения с брошенной, отвергнутой им, любимой девушкой.

Завершить хочется напутственными словами Шона Уиллу: «Слушай свое сердце, сынок, оно не обманет».

 

Добавить комментарий

 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*