О психоанализе накануне Пасхи

«То, чего хочу — доброе, не делаю, а то злое, чего не хочу, делаю»

(Апостол Павел из Нового Завета)

Почему, Господи? — вопрошал апостол Павел. Этот же вечный вопрос о человеческой природе, о рассогласованности внутри себя, самого человека хочется поднять в этой записи, последней накануне Пасхи. Если религия в ответе на все вопросы ссылается на Бога, не без определенных на то оснований, надо сказать —  само развитие науки, с каждым своим очередным достижением, лишь подтверждает наличие целеполагания, а значит существование первотворца или Бога.

На этот вопрос пытается ответить и психоанализ, занимаясь поиском мотивов человеческих поступков. В попытках помочь человеку справиться с самим собой и своей жизнью родилась психотерапия, в попытках ответить на тот же вопрос апостола Павла в ситуации «по-взрослевшего» человечества.

Все основные психотерапевтические направления родились на основе психоаналитической теории Зигмунда Фрейда (в этом году, 6 мая — 160-лет со дня рождения Зигмунда Фрейда). Развивались все другие техники психотерапии в постоянной полемике с ним, главным образом пытаясь приспособить психоанализ как базовую теорию, основу к ответам на вопросы, задаваемые им клиентами со своими проблемами.

Странно мне об этом говорить, но не всегда психоанализ возможно применить. Например, какой психоанализ в возрасте ребенка от 0 до 5 лет, когда он не разговаривает или плохо разговаривает и собственно проходит все основополагающие стадии своего развития. С другой стороны, если оказать правильную поддержку развитию малыша, тогда ему во взрослой жизни возможно и психоанализ не понадобится, проблем не то что не будет, но они будут не настолько глубоки. Для такого возраста, стали применять игровую терапию как разновидность клиент-центрированной терапии Карла Роджерса, направленную на создание атмосферы безопасности, принятия, центрирования на ребенке и его нуждах, то есть создании условий для его роста и развития, необходимых условий для принятия самого себя и принятия себя другим, его права выбирать и дозволенности быть собой, развития ответственности за самого себя.

Но и в психоанализе, в процессе взаимоотношений с терапевтом,  во время прохождения сессии клиент регрессирует в детство на одну из стадий развития ребенка до 5 лет (например, оральную стадию). Тогда, для дальнейшего развития, клиенту требуется создание такой же атмосферы. Получается, что клиент-центрированная терапия Роджерса не противоречит психоанализу, а дополняет и расширяет его, делает необходимым изучение этой теории буквально для каждого психоаналитика.

Полагаю, подобным же образом обстоит дело и с другими видами терапии, современный и психоанализ и психотерапия невозможна в рамках одного направления, всегда смешение разных. Вот такая «тайная вечеря» получилась.

О психоанализе накануне Пасхи: 1 комментарий

  1. А ребёнку 5 лет, наверное, и не нужна психотерапия. Тут нужен акцент на родителях (об этом и Юнг и Винникотт говорили). Мать и ребёнок — одно целое.
    Ещё есть песочная терапия.
    А Ф.Дольдо, например, вообще даже с младенцами полугодовалыми работала (у которых даже родителей не было), и говорят, что успешно.

Добавить комментарий

 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*