Где тут кнопка?

Меня всегда завораживало понятие информации, интуитивно понимаемое всеми, оно не имеет строгого определения, только философское. Но самое загадочное в нем даже не это, а то что какого-либо физического воплощения это понятие тоже не имеет — определяя всё, сущее, оно является ничем, не существует физически.

Есть понятия времени, энергии и информации — фундаментальные векторы, на которых построен мир. Я родился и, подростком, стал свидетелем и невольным участником информационной революции, застал появление первых настольных компьютеров, в советское время их еще обозначали абревиатурой «ЭВМ». 16-битная разрядность была тогда большим шагом вперед, дисплеи светились зеленоватым цветом, были еще монохромными. Играл в первые игры еще на монохромном дисплее, самыми динамичными и увлекательными были разного рода арканоиды, помню даже «змейка» вызывала тогда жуткий азарт. Затем стали продавать первые 8-битные приставки для телевизора, схемы — как спаять из радиодеталей такую приставку самому, а «передовая» школа в которой я учился стала гимназией и закупила цветные «Ямахи», похоже вместе с двумя молодыми учительницами, которые вели занятия компьютерной грамотности и имели доступ, ключи от этого класса с двумя рядами компьютеров по бокам. Класса, сразу ставшего для меня и остальных учащихся самым главным помещением школы, заветным сокровищем, доступ к которому всегда ограничен.

Так вот, то что случилось, вся эта информационная революция, информационная воронка с играми, изучением теории и практики программирования сначала в школе, затем в универе, воронка, в которую я попал и вращаюсь всю свою сознательную жизнь самым прямым образом связана с информацией, кодированием, теорией сигналов — их получением, обработкой, хранением и отправкой.

Интересно, что если ребенку дать какой-нибудь незнакомый предмет — чем он начнет заниматься? Он сразу начнет искать где у него «кнопка», на которую можно нажать и что-то произойдет, за что можно дернуть, повернуть и т.д. Я не раз видел это, наблюдая, как растет и развивается мой сын.

Мы привыкли обращаться с предметами окружающего мира путем подачи внешнего, управляющего сигнала — найти приемник информации, понять на какой сигнал он реагирует и как. Самый простой сигнал — толчок, на что-то нажать, пнуть, дернуть, еще мы можем подать не только тактильный, физический сигнал, но и акустический, волновой — крикнуть, ударить палкой по металлу, и, конечно, самый большой класс сигналов — визуальный, вспышкой света — огонь, костер, яркие одежды, орнамент и т.д.

Так, вспоминая развитие цивилизации и свое прошлое, поведение своего еще маленького сына, я думаю — может быть, эволюция хомо сапиенс, человека разумного связана с тем, что он научился управлять объектами внешнего, окружающего мира, понял, что и как нужно делать, чтобы им управлять.

У него это получилось раз, стало получаться раз от раза, приводило к успеху, результату, эта деятельность получала подкрепление и закреплялась всей мощью условных рефлексов, доставшихся в наследство от животного мира, мира от которого он все дальше стал уходить, быстро научившись им управлять: приручил животных, стал использовать их в выращивании пищи, и как пищу, и для езды и пошло, поехало, и вот мы здесь, придумали двоичный код и закодировали все вокруг, превращая обычные вещи в их расширенный кибернетический аналог, более функциональный и удобный для нашего с ним обращения.

Добавить комментарий

 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*