В воскресенье ходил на свидание с сыном. Стала устойчивой игра в палатку, когда посредине комнаты, рядом с детской кроваткой, ставится гладильная доска, которая используется как стержень или твердая основа для создания палатки или шатра, из большого количества подушек и прочих тряпок, покрывал.
В этом домике можно спрятаться вдвоем, прочертить еще одну символическую границу отделения от матери, ведь, до сих пор, брать ребенка мне не дают и встречи проходят под непосредственным контролем и доминирующей опекой со стороны матери.
Глубинная роль отца (кажется, этот момент я еще нигде не акцентировал, нигде об этом не писал) состоит в том, чтобы отделить ребенка от матери, физически и психологически «вырвать», отстоять ребенка от «поглощения» своей матерью, от этой безмерной любви, которая достигая некой грани становится уже разрушительной, безумной.
В том и безумие этой любви, что осознать ребенка как способного уже делать «самостоятельные шаги» в жизни мать зачастую не может, внешне соглашаясь со здравым смыслом и доводами разума, чувствами она не готова «отделить от себя» своего ребенка, позволить ему быть отделенным, отдельным, а не фантазийным продолжением себя, частью своего тела. Не отсюда ли частые речи о наличии мистической «внутренней связи» матери с ребенком, когда она физически ощущает эту связь, на телесном уровне?
Отец должен иметь возможность проводить время наедине с ребенком физически, без ощущения контроля со стороны матери, даже если она сидит в соседней комнате — контроль и ее присутствие все-равно есть в психологическом поле (и прежде всего для ребенка), она рядом, в шаговой доступности и, в этом плане, никуда и не уходила, присутствует в ситуации «здесь и сейчас».
В моем случае у матери сына сильно развит слух, поэтому даже если что-то будет произнесено шепотом — высока вероятность (уже было не раз), что она об этом услышит и прибежит, почувствовав угрозу.
Палатка — это построение, завоевание своей территории, обретение и утверждение себя, своего личного пространства. И физически это выглядит как построение некоего пространства, своего «домика» внутри другого, большего пространства комнаты и психологически — происходит важный момент сборки своего Я, формирования личности. Формирование личности ребенка, которое, начавшись с этих ранних детских лет, будет происходить и совершенствоваться всю жизнь, усложняясь и трансформируясь, но неизбежно опираясь на опыт физического построения своего мира, полученный в этой игре с отцом, той самой палатки, которую мы вчера построили.