Мне кажется, у древних греков в период античности, а это примерно начиная с четвертого века до нашей эры, понятие свободы проходило красной нитью как моральная категория, как зуд, не дающий покоя. Да и сейчас, теперь, в современности, если кто-то за что-то отчаянно борется, достаточно спросить его — чего тебе надо? непременно услышишь — свободы.
И становится понятным, что Свобода начинается там, где есть ее противоположность — угнетение. Борьба за свободу скорее борьба за освобождение от угнетения, против ущемления прав.
У древних греков ситуация стояла не менее остро, все что мы знаем — написано свободными гражданами, которые каждый день чувствовали и вдыхали этот особенный запах свободы наблюдая за обслуживающими их рабами.
Это было время рабовладения, когда рабовладение было основой хозяйствования, производства и, в это время, возникает понятие свободы как противоположность рабству. Свобода, контрастирует в рабством, как свет на фоне тьмы, как луч света определяет, провозглашает себя как свет в темноте комнаты с закрытыми ставнями. И здесь можно наблюдать, что свобода — это еще и власть. В условиях, когда ты был мужчиной, родившимся свободным гражданином полиса, эта власть ощущалась скорее как слишком могущественная и пугала своими возможностями. Эта власть легко развращала доступными возможностями, всемогуществом, которое дарила на контрасте с положением рабов и женщин.
Возникает вопрос индивидуальной свободы как разумного ограничения своей власти, как противоположной полярности к рабству, само- рабству, в которое человек загонял сам себя, следуя за своими страстями. На удивление много речей говорится о разумном правлении, управлении домом, женою и детьми, собою и другими. Ксенофонт напишет Домострой, про рациональное ведение хозяйства и управление.
Освобождение от желаний и страстей, понимаемое ни как их отсутствие, а как способность их контролировать, владеть собой, управлять собой это и есть свобода.
Я думаю, за прошедшие века такое понимание греками свободы является и сейчас истинным и верным. Сейчас понятие свободы все больше выхолащивается, работая упаковкой, оберткой, усилителем иных смыслов. Но пониманию индивидуальной свободы как искусства владения собой у греков я доверяю, поскольку они чувствовали это своей кожей, обладая недоступной нам, абсолютной властью над другими.