Испытывая тревожность от предстоящего выхода на работу после прошедших новогодних каникул или синдром понедельника, вчера вечером хотелось посмотреть чего-нибудь легкого и ироничного, вроде фильмов Вуди Аллена и вот удача – у меня был записан его фильм «Кое-что еще», который вчера вечером и был просмотрен.
Похоже, само название и сюжет были придуманы им из житейской истории или анекдота, который повторяется словами в самом начале и воспроизводится в виде реальной сценки с главным героем в самом конце — парень садится в такси и печалится таксисту о своей жизни полной страданий: с подругой уже полгода секса не было, ее мать достала, в работе застой и т.д, на что тот отвечает загадочной фразой: «да, но есть кое -что еще».
Фильм, казалось, вернул меня лет на двадцать, когда я испытывал те же эмоциональные состояния, похожие жизненные обстоятельства, недоумевая и пытаясь разобраться — как такое произошло, что в своей собственной жизни я далеко не хозяин и вечно кому-то должен?
Фильм учит тому, как стать, наконец, мужиком — понять свои интересы и твердо их отстаивать, ведь так называемая «доброта» оборачивается тем, что искусные манипуляторы высосут из тебя всю твою жизнь, заберут и приберут ее к рукам, не оставив тебе и «глотка свободы», оставляя единственную роль — раба, обслуживающего их интересы.
С едкой сатирой показана любовная зависимость с циничной подругой, которая олицетворяет настоящего животное-паразит, сексуально агрессивное и, кажется, лишенное каких-либо человеческих чувств, зато виртуозно на них (страстях, несбыточных мечтаниях, прошлых воспоминаниях главного героя) играющая. Подруга полгода отказывает главному герою в сексе, в его квартиру привозит еще и свою мать (не меньшую оторву, которая предлагает дочери попробовать героин), а когда подтверждаются подозрения в том, что она спит со «всеми подряд» оправдывает это терапевтической целью, проверкой — может ли она испытывать множественные оргазмы, предлагает порадоваться за нее в том что, да — может!
Психоаналитик, который должен был бы ему помочь в этом и к которому ходит главный героя, показан как безмолвная рыба, хлопающая большими глазами и неспособная помочь хоть в чем-либо. Здесь показан негативный образ психоаналитика, а его роль, реальную психотерапию оказывает главному герою его старший друг, выступающий в роли и терпеливого слушателя и деятельного наставника, эмоционально включенного в ситуацию героя, дающего ему ряд советов и собственными действиями (живым, отцовским примером) доказывающим возможность другой жизни.
В общем, в фильме показана сама жизнь со всеми ее проблемами в миниатюре, но так точно, что вызывает у меня искреннее недоумение — как он это делает? Жизнь показана как возможность — ты можешь что-то делать, а можешь и не делать этого, в любом случае, вне зависимости от выбора, ты кое-что еще получишь… Мне кажется, это «кое-что» — возможность жить, испытать само ее течение во всегда неповторимом окружении, а возможность проживать сами эти жизненные испытания и составляет саму основу человеческой жизни, ее соль.
P.S.-1 «Кое-что еще» может быть еще одним вариантом, который можно выбрать, типа как бы не казалась безвыходной ситуация, выход найдется. Безвыходных ситуаций не бывает, всегда есть «кое-что еще».
P.S.-2 Еще там есть фраза «не доверяйте голому водителю автобуса», типа не надо отрицать очевидные, «сами за себя говорящие» вещи бесконечной рацонализацией, оправданиями, защищая существующее положение вещей.
Фильм гениальный! Один из моих любимых у Вуди Аллена.
Действительно, всё очень жизненно и тонко показано.
А спрашивать у психоаналитика «что же мне делать?», как мне кажется, вообще довольно глупо. Всё же аналитик работает с психической реальностью.