Сегодня решили прогуляться по набережной Васильевского острова и посетить кунсткамеру, но жизнь внесла свои неожиданные коррективы: выйти на станции Василеостровская не вышло, поезд умчался дальше, до конечной для этой ветки станции Приморская, к кунсткамере пришлось пробираться через весь Васильевский остров.
С другой стороны, не окажись мы так далеко, вряд ли мы сюда когда-либо попали и увидели то, что удалось увидеть. Рядом с метро находится Новосмоленская набережная, протянувшаяся вдоль канала явно искусственного происхождения, вырытого строго прямо, как по линейке.
Посмотрев карту, решили дойти до большого Смоленского кладбища, найти часовню Ксении Петербургской, к которой ходят с мольбами о любви и верности, а дальше идти по направлению к набережной Лейтенанта Шмидта через Малый, Средний и Большой проспекты. По Наличной улице дошли до перекрестка (пересечение с улицей Нахимова) и увидели красивое и большое здание Горного института.
Добрались до кладбища, там я не снимал и, пока мы не нашли часовню Ксении Блаженной, оно нас не отпускало. Мистика какая-то в этом похоже была, два раза я покидал кладбище, но возвращался: первый раз по тропинке я вышел на берег речки Смоленки, но дальше дороги не было, второй раз сам развернулся, решив не оставлять неразрешенной эту историю и что лучше будет все-таки найти эту часовню и закрыть тему.
Так или иначе, сначала мы обошли Смоленскую церковь иконы Божьей Матери, причем нам навстречу вышла и прошла прямо перед носом пара венчающихся ( внутри церкви затем долго слышались песнопения).
Рядом стояла еще одна церковь Вознесения Христова, там шли строительные работы.
Часовня Ксении Петербуржской находится несколько вглубине кладбища, снаружи ее не видно, рядом с нею было многолюдно, длинная очередь выстроилась, в основном из женщин и молодых девушек, чтобы туда попасть. Однако, все что требовалось узнать о Ксении, ее история была высечена на стене часовни, на мраморной доске:
«Во имя отца и Сына и Святого Духа.
В сей часовне погребена раба Божия Блаженная Ксения Григорьева жена певчего Андрея Федоровича.
Оставшись после мужа 26 лет, странствовала 45 лет. Звалась во вдовстве именем мужа: Андрей Федорович. Всего жития ея было на земле 71 год.
В 1794-1796 году принимала участие в построении Смоленской церкви, тайно по ночам таская на своих плечах кирпичи для строящейся церкви.
«Кто меня знал, да помянет мою душу для спасения свой души».
Аминь.»
Я тоже попросил у Ксении своего, перекрестился и с чистым сердцем покинул кладбище.
Мы шли, пересекая линии, Петр I хотел, чтобы у каждого жителя была своя лодка, а линии были наполнены водой, стали каналами между домами, как в Венеции, поэтому улицы на Васильевском острове называются линиями. Вот типичная вид — к старинному дому примыкают справа и слева дома современной архитектуры.
Или вот пример реставрации здания, первый фрагмент — часть дома до реставрации, второй — после.
Спасаясь от начавшего накрапывать дождя, зашли перекусить в кафе «Чайная ложка» и были приятно удивлены очень вкусными, сытными блинами, чаем и ценами. Взяли два комплексных обеда из супа с грибами, блина с курицей и грибами, чаем, причем чай выбираешь и наливаешь самостоятельно и в неограниченном количестве, а цена смешная (300 рублей за все). Кончилось все тем, что мы заказали еще по блину, объелись и выкатились дальше.
Впереди виден был остов огромного лайнера, возвышающегося выше всех зданий на том берегу. В погоне за этим белым лайнером, мы вышли на набережную Лейтенанта Шмидта, над Дворцовым мостом и площадью сверкали молнии и грохотал гром.
С противоположной стороны открывался вид на Адмиралтейские верфи.
Заметив вдалеке контуры подводной лодки, мы направились к ней поближе и увидели красивый в своем убранстве храм Успения Пресвятой Богородицы подворья Оптиной пустыни. Я сразу вспомнил Оптину пустынь в романе Пелевина, отсылающего к духовным исканиям Льва Толстого. Мы зашли в храм, поставили свечи, очень там красиво, в центре зала две иконы, все подходят что-то просят у них и целуют, я тоже подошел, попросил о своем и поцеловал.
По набережной дошли до египетских сфинксов и колонн, их часто изображают на магнитиках как символы города.
На месте зимних народных гуляний прошлых веков, прямо из Невы, бьет фонтанчик.
Красив был как Меньшиковский дворец, так и клумба напротив, на набережной.
В кунсткамеру мы попали за час до закрытия, на улице начался дождь, однако этого часа оказалось достаточным, чтобы осмотреть все три этажа экспозиции. Уродцы, заспиртованные в банках, занимают только один зал и дали мне понимание о том, откуда появились пугающие представления в сказках и мифах о циклопах и русалках. Кроме того, в этом же анатомическом зале, представлены посмертный слепок с лица Петра I и слепок его руки. По слепку я сделал для себя вывод о том, что Петр был вполне миловиден в жизни, можно даже сказать красив.
Основная часть экспозиции кунсткамеры посвящена этнографическим зарисовкам культуры разных регионов земли: Африки, двух Америк, Океании, Индии, Японии, Китая, Азии. Учитывая большое число исторических спекуляций в наше время, петровская кунсткамера остается хранительницей исторической правды, источником подлинного знания о культуре разных народов.
Возвращаясь вечером и проходя через парк «Городов-героев» от площади Победы, увидели вот такое красивое небо.