Анализируем с точки зрения прикладного психоанализа картины известных художников сюрреалистов: картина Рене Магритта «Северное сияние» (Polar light, 1926).
Мы видим женские фигуры, которые фрагментарны и обнажены, глаза закрыты, головы без волос, выглядят словно манекены со склада. Но, главной фигурой является, судя к предрасположенности Магритта к левой (левой нижней) половине картины (там явственно виден и автограф художника, который впрочем традиционно располагается в этой части картины). Кстати, наличие автографа в левом нижнем углу картины доказывает важность левого нижнего угла для художника, он всегда главный для него, его мысли, характеризуя именно то, что хотел сказать без относительно сознательности или малой сознательности высказывания, скорее даже его бессознательности, ведь именно это и отличает художественное произведение, его доступ к бессознательному у художника — прямой, практически не встречающий сопротивления, как музыка, способ свободно скользить, двигаться по рельсам творчества и самовыражения.
Итак, черная птица ростом с человеческую фигуру, напоминает женский контур сзади в шубе или в траурном одеянии — кто это? фигура смерти? Египетский бог с птичьей головой? Бог cмерти, Луны и загробного мира Тот?
На это же намекают пески. Пейзаж позади представленных фигур представляет собой песчаные холмы с характерными пирамидами, обилие песчаных холмов. Они тоже намекают на присутствие египетского Бога.
Черное море неба, простирающего над ними, добавляет мрачной атмосферы происходящему.
Отчего же «Полярный свет», который представляется для живущих в России ближе и привычней, чем в любой другой стране, являясь скорее его характерной особенностью. Особенностью северной страны, половина территории которой покрыто снегом и льдом, поросло мхом, замершее от холода, все это такое русское, русское от того, что так именно русское воспринимают, от того, что так уж исторически сложилось. Может быть поэтому, нам ближе это небо, холодное небо без солнца.
Может быть свет от божества смертелен. Она стоит повернутая спиной к зрителю. Черная птица, которая незримо стоит за демонстрацией красоты радуги северного, полярного сияния, за показом красоты женских тел. Эта хрупкая красота уже облупилась и осыпалась местами словно штукатурка. Черная фигура определяет конечность человеческого существования и, как ни странно, задает силу человеческой доли. Ведь, с этим знанием, надо поторопиться и многое успеть, поскольку птица Смерть стоит позади, пусть пока и спиной, не поворачивая своего лица. Она стоит с самого рождения, не важно сколько вам лет, отравляя тревогой и ужасом перед неизбежностью смерти и конца существования, наполняет одновременно силой существовать, быть, успеть что-то сделать на этой земле, оставить след, успеть в отпущенный тебе срок.
Таков полярный, северный свет человеческой жизни, свет красоты и хрупкости человеческого тела, и в целом всего земного существования человека.