Анализируем с точки зрения прикладного психоанализа картины известных художников сюрреалистов: картина Рене Магритта «Первоцвет» (Primevere, 1926).
Картина оформлена как афиша или плакат. Центральную фигуру театрально позирующей дамы, примы, показавшейся из-под ярко красного занавеса, окаймляет с левой стороны надпись из объемных, также ярко красных, огненных букв — «PRIMEVERE».
Слово написано курсивом и заглавными буквами, плотно прижалось к краю картины, часть «Prime» разместилось у левого края, а часть «Vere» своим треугольным начертанием буквы «V» удачно, мастерски вписалось в левый верхний угол.
Если верить юнгианской аналитической психологии левый верхний угол выражает личный отцовский комплекс художника. Яркие, красные, огненные цвета характерны для праздника, новой жизни. Сочетание этих элементов и центральной женской фигуры, в образе соблазнительницы говорит о женитьбе, желаниях и мыслях о женитьбе у молодого Магритта, объявлении об этом желании всему миру, выразившееся в свойственной художнику форме картины-плаката. Быть может, «ЖЕНИТЬБА», или по-французски «SE MARIER», должно быть написано на ней вместо «PRIMEVERE»?
Скорее всего, на картине Жоржетта Бергер, на которой Рене Магритт был женат еще с 1922 года. Сама форма картины в виде плаката связана с предыдущей трудовой деятельностью, работой Магритта на бумажной фабрике, на которой он работал вплоть до 1926 года. Контракт с брюссельской галереей Сенто позволил ему полностью посвятить себя живописи.
Определенное напряжение задает шахматный пол позади женской фигуры, с одной стороны намекая на игру, флирт, с другой выражает неуверенность, тревогу автора. Невольно вспоминаешь другую картину, созданную Магриттом в том же 1926 году – «Шах и мат», полную ощущением краха, поражения, крушением жизненных планов. Расположение фигур на двух картинах похоже – тяготение к правому нижнему углу, та же «шахматка» на полу и замкнутость помещения комнаты. Кажется, что эти две картины разговаривают друг с другом: мужской персонаж «Шах и мата» приставил бутафорский пистолет к виску, выражая свое отчаяние, а женский персонаж «Первоцвета» играет пальцами руки словно языками пламени, соблазняет улыбкой и томным взглядом.
Жгучее желание и жгучая ревность Магритта к своей жене Жоржетте, которая «вышла в свет», распустилась в своей женской красоте (им еще нет и тридцати, 28 лет), распустилась словно цветы первоцвета или примулы, которые расцветают одними из первых, ранней весной, иногда ещё до того, как растает снег.
Выходит, «РЕВНОСТЬ» или по-французски «JALOUSIE» (читается как жалюзи) – скрытое послание картины, ее латентный смысл, который не смог утаить автор, Рене Магритт, выражая и растворяя, мучавшие его чувства к жене Жоржетте, в своем творчестве.