Анализируем с точки зрения прикладного психоанализа картины известных художников сюрреалистов: картина Рене Магритта «Шах и мат» (Сheckmate, 1926).
На переднем плане картины мы видим молодого человека, его голову крупным планом с закрытыми глазами, к виску приставлен пистолет, палец на спусковом крючке. Похоже на попытку самоубийства. Юноша аккуратно причесан и одет, в белую рубашку и галстук, что выдает в нем человека умственного труда, шахматиста, возможно, офисного служащего.
Нереальность происходящего задает задний план картины, на нем изображены четыре стены комнаты — шахматный пол, две боковые стены темнеют в глубину и сходятся к третьей, абсолютно темной, черной стене, наверху светлый потолок.
Нет никаких окон, источников света, помещение сильно заужено и напоминает ящик, есть еще такое выражение «сыграть в ящик».
В левом углу, повторяя направление дула пистолета, не то прислонена к стене, не то падает шахматная фигура. Речь идет об игре в шахматы, когда делают заключительный ход — ставят шах и мат королю, сбрасывая стоящую и еще играющую фигуру короля с доски на бок. Это символическое действие падения короля — его игра окончена, партия сыграна.
Аналогию самоубийства с поражением в шахматной игре дает и название картины «Шах и мат» — Сheckmate. Интересны другие, используемые в жизни переводы этого слова: нанести полное поражение, разгромить, сорвать или расстроить планы, полностью уничтожить, разбить наголову, парализовать.
В шахматах поставить мат, означает буквально ситуацию, когда главная шахматная фигура находится под ударом и ей некуда больше ходить, поскольку остальные клетки вокруг либо край доски (стены комнаты), либо находятся под ударом противника.
Состояние самоубийцы подобно состоянию после проигранной партии в шахматы, это состояние туннельного сознания, когда дальнейшие логические шаги и умственные построения становятся невозможными, везде сознание упирается в стену и не видит выхода, жизненные планы расстроены, человек парализован.
Но вместо того, чтобы понять, что это игра, всего лишь одна из партий, пусть и сложившаяся неудачно, он выбирает падение — символическое падение фигуры короля в игре на заднем плане и самоубийство юноши через нажатие на курок приставленного к виску пистолета — на переднем плане картины.
«Игры разума порой опасны, могут стать даже смертельно опасными» — словно бы говорит художник. Опасны ловушки сознания, сконцентрированного на проигрыше и не видящего больше ничего вокруг, самого себя загнавшего в угол иллюзии безвыходной ситуации.
Таким образом, картина выражает ощущение краха, полного поражения, когда жизненные планы расстроены, сознание сужено и не видит выхода, все шаги представляются патовыми, ведущими к гибели, человек парализован и дезориентирован. Но, вместе с тем, Магритт дает понять, что мыслительная ситуация краха и полного поражения — это все игры разума, суженного сознания, загнавшего самого себя в тупиковую ситуацию проигранной «шахматной партии».