Анализируем с точки зрения прикладного психоанализа картины известных художников сюрреалистов: картина Рене Магритта «Вслед за водой облака» (After the Water, the Clouds, 1926).
Название картины в оригинале «After the Water, the Clouds». Следуя подсказке в названии картины, можно сказать, что речь идет о преобразовании воды как жидкости в другое, более легкое, газообразное свое состояние, в облака, которые состоят из той же воды.
Рассмотрим подробнее что изображено на картине.
В левом нижнем углу находится витиеватое углубление в полу, словно небрежно брошенная полоска ткани, пояс от женского халата. В нем разлита вода, поэтому углубление напоминает дизайнерскую ванну. Зеркальная гладь воды отражает другие предметы, находящиеся в комнате: огромный, зеленый не то лист, не то ствол какого-то растения, уходящего вверх до самого потолка и выходящего из самой середины воды, словно домашнее растение из горшка. Рядом находится белый цилиндр с равномерно распределенными на нем отверстиями или метками, похоже на удобрение для роста растения, возможно для образования корневой системы. В любом случае, цветы в вазе с водой, также как это растение погруженное в воду, позволяют им прожить дольше, вода необходима всему живому для жизни.
С правой стороны комнаты мы видим открытый проем с балконом, сквозь который в комнату заплывают облака, словно дирижабли. Странность здесь в нарушении пропорций знакомых объектов — облака не могут помещаться в комнате, а лист растения не может расти в комнате из воды подобно ели, дереву.
В середине картины, параллельно зеленому растению и контрастируя с ним, висит кроваво красная, бардовая штора. Слева, прислонившись к задней стене и отбрасывая тени, лежит кусок фанеры с отверстием и не то зеркало, не то графитная доска.
Облака, их количество, несоразмерность и вторжение в человеческое пространство комнаты через открытый проем с балконом вызывают в сознании фразу «витать в облаках», то есть пребывать в мечтах, грезить, думать о чем-то своем, фантазировать, отвлекаясь от реального и реальности.
Комната с находящимися в ней предметами, включая резервуар с водой представляют мир форм, имеющих плотность, нечто земное. В противоположность ему облака и небо в котором они обитают — бесформенный мир, мир идей, неоформленных, необретших форму, чего-то конкретного, плотного.
Тогда «вслед за водой облака» можно представить метафорой человеческой жизни, из бытия переходящей вновь в небытие. С другой стороны, акцент на центральных фигурах растения и удобрения для роста в виде мелка, позволяют говорить о человеческой жизни как личностном становлении и росте сознания, постигающего мир от его реальных форм, в виде опыта и эксперимента к идеальным формам в виде наблюдений, мыслей, обобщений, вплодь до абстрактых истин и понятий, в реальной жизни не существующих, и, в этом своем качестве, бесформенных, несуществующих, идеальных и абстрактных.
И все же, Магритт противопоставляет живой мир (растение) и неживой (фанера, лежащая сзади), противопоставляет предметное (комнату и все предметы в ней) и беспредметное (облака и небо), усиливая основной образ, главное противопоставление плотной, физической формы воды как жидкости и бесплотной формы воды в виде облаков, усиливая противопоставление двух качеств – плотной, физической в виде жидкости и бесплотной в виде облаков, одной и той же сущности – воды.
Значит, Магритт таким образом дает свой ответ на основной вопрос человеческого существования, загадку на которую никто из живущих не знает точного ответа — что будет после смерти? смерть — это окончательное исчезновение или переход в иное качество?
Как «вслед за водой облака», так и «после жизни смерть», Магритт понимает как переход, преобразование из телесного, плотного, физического и предметного существования в иной, бестелесный, бесформенный мир. Быть может как вода переходит в облака, человек после своего земного существования не умирает окончательно, но тоже переходит в иное качество своего существования, теряя форму, тело, предметность, он переходит в мир идей, мыслей, информации, истин, того, что не имеет физической формы.