Анализируем с точки зрения прикладного психоанализа картины известных художников сюрреалистов: картина Рене Магритта «Одежда приключений» (The Garment of adventure, 1926).
Название картины в оригинале «The Garment of adventure». Существительное «garment» переводится с английского как одежда, наряд, костюм. «adventure» — приключение, путешествие, авантюра. Подробное изучение названия полотна имеет в случае Рене Магрита большое значение, поскольку художник вкладывал в название подсказку, ключ к разгадке смысла изображаемых на холсте предметов.
В центре картины лежит обнаженная девушка в накидке белого цвета. Подобные накидки носят монахи и монахини, сестры милосердия в начале 20 века. Накидка длинная, доходит до колен девушки. Наверху, сразу над ней, словно дирижабль, плывет в воздухе большая черепаха, складки на теле которой, напоминают раковину. Девушка лежит на поверхности напоминающей своей фактурой дерево и длящейся за края картины, справа и слева. В самом низу есть белые и полупрозрачные полосы, не то ленты, не то следы, напоминающие волны.
Древо жизни, на котором находится девушка и его текучесть, заданная полосками волн, можно трактовать метафорой человеческой жизни (жизнь как путешествие). При этом, если девушка лежит головой вправо и устремлена вперед, в будущее, то черепаха смотрит в противоположном направлении, влево, в прошлое. Черепаха олицетворяет одно из первоначал, время, его течение, а также такие атрибуты времени как память и прошлое.
Белая накидка напоминает саван, которым укрывают покойников, у девушки закрыты глаза. Это мрачный намек на то, что человек смертен и любая жизнь, как путешествие человеческой души заканчивается смертью. Черепаха в этой аллегории выступает символом бессмертия, на контрасте с конечностью человеческой жизни.
Нагота девушки намекает на акт рождения, говорит о том, что человек голым приходит в этот мир. Тема веры, смерти, травмы, страдания и сострадания связана с накидкой на девушке, образом савана. Магритт в четырнадцать лет потерял мать – она утопившись в реке Самбре. Поэтому темы воды, смерти, детской травмы в полотнах художника навсегда связались с образом матери и образом всего женского, невольно определяя сюжеты многих из его картин.
Стихия моря, заданная волнами лент, морской черепахой, олицетворяет также природное начало, непознаваемое, бессознательное. Девушка не мертва, она живая, о чем свидетельствуют руки поднятые не то в молчаливом танце, не то борьбе (одна рука словно гладит невидимое что-то, другая рука словно бы отталкивает невидимый объект). Она, словно бы спит и ей снится сновидение, в котором она испытывает разные переживания — и радость и тревогу.
Но если приключение – сама жизнь этой девушки, тогда ее сновидческая активность в ней – это грезы, фантазии, мечты, переживания и чувства. Именно они и являются той одеждой приключений, которые мы примеряем и носим на протяжении многих лет жизни. В разные периоды наши чувства и переживания будут различны: кто-то всю жизнь проведет в оттенках серого, кто-то будет часто менять наряды, а кто-то найдет любимое платье и будет носить его не снимая.