Рене Магритт «Затерявшийся жокей» описание и анализ картины

Анализируем с точки зрения прикладного психоанализа картины известных художников сюрреалистов: картина Рене Магритта «Затерявшийся Жокей» (Le Jockey Perdu, 1926). С этой картины фактически начинается сюрреалистический период в творчестве Рене Магритта, его фирменный и уникальный стиль, прославивший его на весь мир. Сам художник называл картину «Затерянный жокей» своей первой значительной работой.

Название картины в оригинале «Le Jockey Perdu», прилагательное perdu переводится с французского как потерянный, утерянный, заблудившийся, затерянный, забытый, запутавшийся.

Затерявшийся жокей (The Lost Jockey, 1926) Рене Магритт

Невольно возникают вопросы: почему он потерялся? где заблудился? почему не может выбраться?

В центре картины представлен скачущий во весь опор жокей на коне, словно на скачках, типично сложившиеся в стремительной гонке. Одну руку с плеткой наездник отвел назад, подгоняя коня, на нем характерная для жокеев кепка.

Скачет всадник среди пяти столбиков напоминающих удлиненные шахматные фигуры, колонны и балясины лестницы или балкона. Учитывая закругленные верхушки колонн они все-таки больше напоминают шахматные фигуры. Из верхней части словно рога, словно это обрезанные, спиленные деревья из этих колонн выходят ветви деревьев, ветвясь, они расщепляются на все более мелкие веточки к верху. На каждой колонне изображен нотный стан с набором нотных знаков какой-то мелодии. Визуальную динамику тянущихся вверх ветвей повторяет мелодия нотного стана колонн.

Вместе с тем все эти фигуры, включая центральные фигуры коня с жокеем, лишены подлинности и силы, лишены красок жизни. Лишены в буквальном, прямом смысле слова — художник изображает их черно-белыми карандашными штрихами, оттеняя яркими цветами деревянного желто-коричневого пола, на которое словно натянуто прямыми ломанными линиями полотно основного монохромного сюжета, и синим цветом неба, постепенно темнеющего к вышине от голубого до темно-синего.

По бокам изображение оттеняется шторами, почти черными, с тканевой фактурой. Цветная рамка обрамляет центральное черно-белое изображение, словно фотографию. Вместе с тем, пол со шторами изображают театральные подмостки, сцену, на которой разыгрывается некое действие — танец ветвей под музыку.
Игра, иллюзия, представление разыгрывающееся на сцене.

И все было бы прекрасно и умиротворяюще, но одна из фаллических колонн, уже вызывающих тревогу у зрителя и внутреннее напряжение в картине, крайняя правая колонна заходит своей верхней частью за шторину «реального», словно вторгаясь в реальный, объемный мир красок и фактур из своего двухмерного мира линий. И от этого становится страшно, поскольку двумерность изображения на листе бумаги и трехмерность реального мира не пересекаются в жизни, не должны, это пугает и ужасает. Как иллюзия сновидения не может, не должна переходить в реальный мир, в котором царит сознание и объективность. Иначе случится психоз, сумасшествие!

Тогда заблудившийся жокей — это сознание человека, которое заблудилось, запуталось, потерялось в мире собственных иллюзий, образов, стало сумасшедший и перестало отличать реальный мир от выдуманного. Пять колонн символизируют пять органов человеческого восприятия: слух, зрение, осязание, обоняние и вкус. Музыкальный лад, вьющиеся ветви деревьев — игра человеческого воображения. Скачущий во весь опор всадник характеризует силу вовлечения в собственный мир иллюзий, воображения и фантазии. Картина в целом символизирует человека попавшего в психотическое состояние, утратившего, потерявшего связь с реальностью и его страстное стремление эту связь вновь обрести, выбраться из пут сюрреалистического психоза.

 

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*