Анализируй это: картина Рене Магритта «Любовники II»

Анализируй это: картина Рене Магритта «Любовники II» (1928) — анализируем с точки зрения прикладного психоанализа картины известных художников сюрреалистов.

На картине изображена пара — мужчина и женщина, головы которых обмотаны тканью белого цвета. Они любовники — так гласит название картины. Если раньше, на картине «Влюбленные» они целовались, то теперь стоят, повернувшись по направлению к зрителю, словно на семейной фотографии. На заднем фоне — открытое пространство, летний пейзаж с зеленью, кустами и оврагами, голубое небо в облаках.

Так как есть разные версии перевода — либо «Влюбленные», либо «Любовники», для второго варианта картины (предыдущую картину «Влюбленные» анализировал здесь чуть раньше) выбрал определение представленной пары как двух любовников и название «Любовники 2».

Мешки на головах будят работу фантазии, провоцируют нас додумывать, достраивать образ влюбленных, формировать их возможную историю отношений, лица и их выражение. Это происходит бесконтрольно, автоматически, просто это свойственно человеку — достраивать недостающие детали до целого в своем воображении, заполнять пустоты.

С одной стороны, фантазия может быть воображаемым представлением любовников друг друга, их объективированное в образ чувство друг к другу, которому не нужно зрение. Обмотанные тканью головы любовников — символ человеческой сексуальности, эротического влечения, для которого не нужен сам объект, поскольку родовой инстинкт будит сам внутренний образ, возбуждает фантазия об объекте влечения. Самого реального объекта как-будто не существует, он во многом излишен для эротического чувства.

С другой стороны, покровы, тайна, неизвестность лиц любовников будит фантазию у зрителя. Это могут быть проективные переживания следующего вида:
— травма измены, предательства, обиды, мести обманутого мужа или жены;
— чувство вины изменяющего супруга или супруги;
— желание быть разоблаченным у любовников;
— желание разоблачения, желание сорвать эти мешки, завесу тайны — у зрителя.

Похоже, что художник намеренно оставил пустое пространство в правом углу картины — это пустое пространство заряжено коннотацией измены и предполагает присутствие невидимого третьего — обманутого супруга, мужа или жены. Именно так должна выглядеть картина адюльтера — любовники с завесой тайны на их головах и пустое, незаполненное пространство для невидимого третьего, для того, кому изменили.

Добавить комментарий

 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*