Анализируй это: картина Рене Магритта «Влюбленные»

Анализируй это: картина Рене Магритта «Влюбленные» (1928) — анализируем с точки зрения прикладного психоанализа картины известных художников сюрреалистов.

В углу комнаты с потолком, украшенным лепниной с одной стороны, изображена целующаяся пара — мужчина и женщина. Это влюбленные, так гласит и название картины.

Есть разные версии перевода — либо «Влюбленные», либо «Любовники», я выбрал первое, поскольку понятие любовников, во многом заряжено коннотацией измены, что предполагает присутствие невидимого третьего — обманутого мужа или жены.

Пугающе странным здесь является тот факт, что целующиеся головы влюбленных обмотаны тканью, они будто с мешками на голове. Значит, при поцелуе они не видят лиц друг друга и не чувствуют прикосновений губ. Зачем эти мешки одеты на головы влюбленных? Почему Магритт изобразил влюбленных именно так?

Очевидная и основная мысль этого полотна — любовь слепа.

То есть восприятие любовников искажено и то, что они видят — далеко от реальности. Они не видят даже настоящего лица друг друга, находясь в мире иллюзий, в плену своего идеализированного образа любимого или любимой. Им никогда не увидеть друг друга настоящими и в этом их трагедия. Житейская, народная мудрость этот случай описывает беспощадной, жестокой шуткой: «Любовь слепа, полюбишь и козла».

Но, быть может, реалистическое восприятие им и не нужно. Тогда можно предположить, что это они сами себе одели мешки на голову, намеренно изолируясь от травматичной и драматичной, печальной реальности, намеренно искажая восприятие друг друга, концентрируясь на внутреннем образе, словно бы лишая себя зрения и восклицая: «для наших чувств реальных глаз не нужно!»

С точки зрения зрителя или самого художника, так прикрывают головы тканью, мешком или тряпкой нечто неприятное, то, на что невозможно смотреть, что вызывает непонятный, бессознательный страх. Например головы трупов или скульптур, как нечто, что своей застывшей позой и стеклянным взглядом неморгающих глаз, напоминает нам неживых, мертвых, пугая и вселяя леденящий ужас. Не это ли пугает зрителя в восприятии любовников в порыве страсти. И тогда единение влюбленных, обнявшихся и слившихся в поцелуе, их страсть, воспринимается со стороны метафорично как потеря себя, растворение, падение в зависимость, исчезновение, как личная смерть в объятиях другого.

 

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*