Анализируй это: картина Рене Магритта «Ящик Пандоры» (1951) — анализируем с точки зрения прикладного психоанализа картины известных художников.
Мы видим изображение мужчины в котельке со спины, лица не видно, только короткая прическа. Такая обезличенность позволяет говорить абстрактно как «некий мужчина». Мужчина стоит, где-то ближе к середине моста и смотрит прямо на городские здания набережной на противоположной стороне. Есть еще фонарь, но он не горит, веротяно по времени суток на картине — раннее утро.
Странным на картине является алое небо и большой распутившийся цветок белой розы. Алый цвет неба может означать борьбу, страсть, бушующие в душе эмоции. Роза стоит прямо вертикально, рядом с мужчиной, рядом, по правое плечо от него. Роза — символ женского, самый красивый и поэтому самый «женский» из цветов. Белый цвет — цвет невинности, цвет невесты. Выходит речь идет о предстоящем бракосочетании, о свадьбе!
Мужчина стоит на середине моста своей жизни, боясь сделать шаг навстречу своей страсти, своему браку. В его душе бушуют сомнения и страхи. Не откроет ли он этим своим действием «ящик Пандоры», впустив бедствия в свою жизнь, не сделает ли он ее несчастной этим шагом?
Напомню, что Пандора была первой женщиной созданной по велению Зевса в древнегреческой мифологии (опять же речь идет о женском начале). Пандора, движемая любопытством, открыла сосуд или ящик, который было запрещено открывать, выпустив на свет, на род людской всевозможные беды и страдания, несчастья, а на дне, под крышкой, осталась одна лишь надежда.
Открытие ящика Пандоры в этом случае — это символический акт бракосочетания, начала жизни с женщиной, к которой испытываешь страсть, но которую не знаешь. Есть сомнения в том, как сложится с ней жизнь, как будут дальше развиваться чувства и складываться отношения. Ящик Пандоры символизирует также страх мужчины перед женщиной, ее непостижимой тайной, загадкой, страх перед запретным, сексуальным желанием к ней. Остается, разве что, надежда. Надежда на то, что любовь будет взаимной и крепкой, а брак счастливым.