В разговоре большое значение имеет внимание и сосредоточенность на речи говорящего, с целью большего понимания смысла передаваемого сообщения, его информационной и эмоциональной составляющих. Важно эмпатически понять собеседника и отреагировать адекватно, дав обратную связь и показав собеседнику, что вы его поняли и услышали.
Однако, зачастую, в силу разного рода причин, общение не всегда складывается продуктивно, ряд неэффективных подходов мешают общению. О них важно знать, чтобы стать эффективным собеседником, человеком, приятным в общении.
Часто вызывает гнев и ярость у собеседника, когда ему «заочно» ставят «диагноз», интерпретируя причины и мотивы его действий и слов. Хорошим маркером диагностического подхода являются фразы типа:
— «Я знаю, в чем твоя проблема …»,
— «Причина твоих проблем в том, что ты …»,
— «Я знаю, это все из-за того, что …».
Диагностический подход характерен для общения родителей со своими детьми. Родители, являясь естественными авторитетами для своих детей, любят произносить поучения, объяснять причины и ставить диагнозы, повторяя фразы наподобие следующих:
— «Я всегда вижу, когда ты меня обманываешь»,
— «Я вижу тебя насквозь».
Не удивительно, что подросток, услышав подобное от своей матери или отца, в ярости хлопает дверью и запирается в своей комнате, прекращая разговор и уходя от контакта. Это его защитная реакция на неуместное вторжение в его внутренний мир, посягательство на его свободу и самостоятельность в совершении собственных поступков и принятии своих решений.
Рассмотрим диагностический подход в ситуации общения на примере к статье «Эмпатическое слушание — баттл между эмпатией и сочувствием». В случае диагностического подхода ответом на проблемную ситуацию Ильи могут служить следующие слова:
– «Насколько я понимаю, ты бойкотируешь заседания с тех самых пор как меня повысили в должности, а тебя оставили без повышения, верно?»
В таком ответе, слушатель выразил собственные суждения, которые никак не соотносятся с сообщением Ильи. В результате разговор неизбежно отклоняется от понимания первоначального сообщения рассказчика. Собеседник, Илья, скорее всего, после этих слов, расстроится и прекратит едва начавшуюся беседу.
Таким образом, диагностический подход становится препятствием для эффективного общения, поскольку переводит разговор от понимания слов собеседника к выражению собственных суждений и предположений, что отталкивает собеседника и ведет к быстрому прекращению разговора.