Авторитарный стиль управления народным хозяйством являлся основой советской системы управления, доставшейся нам в наследство, его корни можно проследить даже еще глубже – со времен царской России, когда правила династия царей и императоров, наместников Бога на земле, чья воля и власть была абсолютной, а авторитет непререкаемым. Можно сказать, что такой авторитарный стиль менеджмента – естественен для россиян, поскольку давно передается из поколения в поколение, уже встроен в генетический код коллективной памяти.
Вследствие своей безнаказанности достаточно быстро наступает состояние упоения властью и в обыденной жизни такой стиль скатывается к проявлениям неадекватности в поведении и речи начальника – агрессивной жестикуляции и швырянии предметов со стола, бесконечному и все возрастающему употреблению нецензурной брани, ругательств, мата. Споры, жалобы и препирательства со стороны подчиненных ведут к репрессиям, поэтому наиболее успешной тактикой выживания для них является соглашательство со всем и во всем, в форме замалчивания любых ситуаций, способных вызвать неодобрение руководства. Ведь никто не хочет оказаться жертвой и подвергнуться наказаниям, репрессиям, лишиться своего места.
Начальник может считать, что его изобличающие, «правдивые» речи в форме тирады и разноса оказывают позитивное, убеждающее, оздоравливающее влияние на сотрудников, на рост их производительности труда и эффективность работы, так как от страха перед ним усиливается дисциплина и порядок.
Однако с течением времени страх трансформируется в осторожность, которая тормозит, замораживает любую инициативу и эффективность.
Ведь для того, чтобы действовать эффективно, сотрудники должны научиться брать на себя ответственность, должны пойти на риск, выйти за пределы своих зон комфорта.
Такой риск и ответственность неизбежно связаны с совершением ошибок и накладок, за которые «никто по головке не погладит».
Но, никто из подчиненных не хочет стать следующей жертвой руководства, не хочет подвергнуться репрессиям, потерять работу, стать «козлом отпущения».
Поэтому все начинают играть по правилам осторожности – вести себя тихо, молчаливо и делать только то, что приказано, только в рамках обязанностей, обязательных к исполнению.
В итоге, вне зависимости от ротации кадров, руководство, даже исполненное благими ожиданиями роста эффективности, новых начинаний, оказывается во главе инертной команды, неспособной к проявлению инициативы. Это та среда, которая «душит» все новое и прогрессивное ради достижения главной цели выживания в агрессивной среде авторитарного стиля управления, самодурства начальника.