Навык общения важен человеку на протяжении всей его жизни: на работе и дома, в построении карьеры и в личных отношениях. В общении важно понять смысл сообщения, настроиться на собеседника и понять не только ту информацию и факты, которые он произносит, но и какие эмоции, чувства стоят за этим. Важно понимать, что скрывается за словами говорящего.
Смысл сообщения можно представить в виде следующей формулы:
Смысл сообщения = Факты/Содержание + Эмоции
Из этой формулы видно, что обилие слов, информации, мыслей, составляющих содержание сообщения, могут значительно «разбавлять» и маскировать факты.
Наверняка, вам случалась встречаться с людьми, которые Факты, фактическое содержание своего сообщения, которое может быть записано одним предложением с набором из десяти слов, способны рассказывать в течение часа, путанно и с отвлечениями. В результате чего, смысл такой речи и сообщения совершенно терялся или устремлялся к нулю по формуле (знаменатель значительно превосходил собой числитель).
Если первое слагаемое формулы сообщения несет вербальную составляющую сообщения, второе слагаемое (Эмоции) описывает вклад невербальных компонентов общения.
Во многих ситуациях общения упор делается исключительно на функциональной или практической потребности понять смысл вербальной составляющей. Но в действительности социальные и эмоциональные потребности говорящего могут значительно перевешивать любые функциональные желания, любые слова, которые он произносит.
Такое возможно, например, в ситуации, когда вы передаете своего ребенка в детский сад, оставляя его с воспитательницей на целый день.
С одной стороны информационная, фактическая, практическая, функциональная составляющая предложения очень важна — будет ли ребенку обеспечен безопасный уход, питание, игры и развлечения, дневной сон – декларируемый распорядок дня.
Однако, невербальная, социальная, эмоциональная составляющая такого предложения – то, с каким тоном, отношением и настроением будет общаться с вами воспитательница, повлияет на ваш выбор в большей степени, верно?
Из этого можно сделать вывод, что эмоциональная сторона или невербальные аспекты сообщения (язык тела, интонация) особенно важны в ситуациях взаимодействия с другими людьми, в ситуациях доверия, в ответе на внутренний вопрос, задаваемый самому себе: «Могу ли я доверять этому человеку?»