В этом году я стал выпускником Восточно-Европейского института психоанализа (ВЕИП). 15 июня состоялось торжественное вручение дипломов, на руки выдали сразу 2 диплома: один — диплом о высшем образовании по специальности психолог-бакалавр, второй — диплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации психолога-психоаналитика. Ректор М.М. Решетников лично вручал каждому дипломы и напутствовал нас в дальнейший путь (он мне, на вручении, пожелал удачи). После вручения, удалось выступить с речью и сказать несколько слов благодарности в адрес института. В ней я отметил важность того, что все годы обучения строились вокруг чтения основных работ З.Фрейда и написания по ним развернутых эссе, в которых давалось собственное понимание прочитанного в виде ответов на представленный преподователем список вопросов. В результате мысль Фрейда не просто сопровождала нас все эти годы, но и была во многом ассимилирована, вошла в обиход собственного мышления.
Но написать я хотел о другом, неожиданном для себя наблюдении, которое я теперь вспоминаю время от времени: перед входом в институт (на Петроградке, Большой проспект 18), с двух сторон от широких и массивных дверей с изогнутыми длинной дугой, в стиле ампир, бронзовыми ручками, выставлены на постаментах две вазы с высеченным на них объемном изображением, геммой со сценой сфинкса, загадывавшего загадку Эдипу. Это известный сюжет греческого мифа об Эдипе, не раз воспроизведенный на полотнах известных художников, в том числе современных. Изображение на вазах выглядело очень изящно и было копией древнего оригинала, найденного при раскопках. В этой гемме на вазах много символики и она, эта символика, весьма многозначна.
Во первых, это изображение очень напоминает, или даже является точной копией, изображение геммы на кольцах тайного психоаналитического комитета, образованного в 25 мая 1913 года, в который входили помимо самого Фрейда несколько его преденных друзей и первых психоаналитиков: Ференци, Абрахам, Ранк, Закс, Джонс, Эйтингон (имя каждого из этого списка фамилий уже давно вошло в историю психоаналитического знания и заслуживает отдельного упоминания). То есть, эта гемма — символ принадлежности к психоаналитическому знанию.
Во вторых, речь идет об мифологической истории Эдипа и краеугольном, основанном на этом мифе как метафоре, открытии З.Фрейда — эдиповом комплексе. Эдипов комплекс — основной тип конфликта невротически организованной личности, проработка эдипальных конфликтов — обязательная, составная и ключевая часть любого завершенного психоаналитического курса терапии. То есть эта гемма — символ эдипового комплекса как ключевой идеи психоанализа, его основного конфликта.
В третьих, здесь можно усмотреть сами отношения аналитика и анализанта, как они могут быть представлены аллегорически. Аналитик предстает в образе неведомого, мифического существа — сфинкса, получеловека полуптицы, полумужчины полуженщины, в переносе представляющего собой объединенную родительскую фигуру отца и матери. Анализант предстает в образе Эдипа, для которого разгадка загадки, поставленной перед ним сфинксом — вопрос жизни или смерти, иными словами — очень важная, судьбоносная задача в его жизни. То есть, гамма — символ фигур аналитика и анализанта, символ переноса на него объединенной родительской фигуры.
В четвертых, сама загадка. Её содержание примерно такое: кто утром ходит на четырех лапах, днем на двух, а вечером снова на четырех. Ответ: человек в разные периоды своей жизни — в младанчестве, взрослой жизни и в старости. Сама фабула, явное содержание загадки описывает человеческую жизнь, становление и развитие человека. То есть гемма — символ человеческого развития, становления, работы с человеком в психоанализе.
В пятых, и в этом самая суть, сущность психоанализа, на мой взгляд — та деятельность, которая представлена на изображении, вне зависимости от изображаемых фигур — человек отвечает на поставленный перед ним вопрос, отгадывает загадку, расшифровывает, анализирует, осознает скрытый смысл представленного. Важно, что тот кто анализирует, раскрывает смысл — это сам человек, а не психоаналитик, который словно сфинкс может только поставить перед человеком множество загадок, вопросов о самом себе и своей жизни, будит и стимулирует его интерес. То есть в гемме представлена разгадка, смысл самого психоанализа, ответ на вопрос-загадку: что же такое психоанализ?
P.S. А теперь о сакральном: учитывая ту важность, которую придавал этой гемме еще при жизни сам Зигмунд Фрейд, выгравировав её на кольцах, мы коснулись бессознательного самого Фрейда, того, что не было высказано, но было все-таки передано потомкам, воплотилось в образе, представлении, которое и является характерной чертой первичного мышления, являемого нам в сновидениях и фантазиях, проявлением бессознательного.