Анализ сериала «Пациенты» — 23 серия 1 сезона, Софи с матерью ждут наступления четырех часов по полудни, чтобы попасть на прием к Полу. В этой серии мы впервые встречаемся с матерью Софи Оливией и видим её в трёх эпизодах, она приходит и уходит, убегает заплаканная, и возвращается вновь, привычно обижаясь на свою дочь Софи и решение Пола, в обиде, недоумении и негодовании, ярости и возмущении. Проблемы в отношениях матери с дочерью, нарушенное доверие между ними демонстрируется с первых кадров — Оливия не может прикурить сигарету от зажигалки, отчаянно отправляет её обратно в пачку и прячет сигареты в сумку.
Кажется, Софи давно превратилась в отношениях с матерью в маленького тирана, вампиреныша, питающегося сильными эмоциями матери, её слезами и яростью. Свою мать Оливию она едва не матом кроет и посылает («заткнись», «иди отсюда», твоя помада — «собачье дерьмо», «дура сумашедшая»), мать терпит это привычно, обыденно. Кажется, Софи прячет свои чувства («я не могу это описать, что я чувствовала», «это слишком сложно»), не хочет переживать их сама, проецирует их матери, чтобы переживала она вместо неё, и отыгрывает, походя, на ней свою агрессию и враждебность (полный набор трех защит: расщепление, проекция, отыгрывание).
_ Ты выставляешь это так будто я оскверню это место!
— Так и будет
— Ой, Софи, отвали.
Тон Оливии приятельский, на равных, похоже в обыденной жизни они скорее подружки, что выдает её собственную инфантильность в отношениях с дочерью. Их совместная жизнь похожа на вечеринку двух подружек, которые давно поссорились и теперь уже и сами не знают как вернуть друг другу прежнюю дружбу.
Пол сам позвал Оливию на встречу, вероятно, чтобы понаблюдать характер отношений матери с дочерью. В своем жестком, неуступчивом противостоянии они во-многом повторяют поведение друг друга. И вот как это проявлено.
Сначала Пол заступается за мать, Оливию: после слов Софи — «Она дура сумашедшая, никто её не понимает«, говорит — «Я её понимаю«.
Софи делает паузу (от неожиданности), Оливия удивленно (ободренно и благодарно, получив нежданную поддержку) поднимает глаза на Пола, после чего Софи обрушивается на Пола с угрозой повторного суицида, если она останется дома.
— Твою маму волнует готова ли ты психологически к тому стрессу, который ждет тебя, когда ты вернешься.
набрасывается на мать с нелепой и смешной претензией — «чего ты вздыхаешь! я слышала ты вздохнула«, повторяет угрозу Полу: «Если я не попаду на отборочные, я себя точно убью»
— Софья прекрати, хватит угроз.
Затем Софи задает прямой вопрос (в лоб) Полу:
— Так что Пол, тренироваться мне или нет?
— Олифия, я понимаю вашу обеспокоенность и то, что вы не хотите, чтобы Софи не вернулась в зал. Но, я много размышлял об этом, и я думаю, что Софи следует продолжить тренировки.
Теперь уже, Пол поддерживает требование Софи, и мы видим её сияющее лицо победителя этой импровизированной схватки.
— Что? Вы уверены? — искреннее недоумение Оливии, ведь только что он был на «её стороне».
— Да, я уверен, спортзал то место ..
Все, Оливию захлестнул «материнский инстинкт». Как можно противостоять привычной изоляции — защите любой матери своего ребенка от угроз внешнего мира! Ведь с ней там случилась травма, это возмутительно! Это невозможно! Оливия уже не слушает Пола, она не может его слушать и слышать (думаю, даже если бы он продолжил говорить — это было бы пустое сотрясение воздуха словами), кажется, она потрясена.
Софи, воспользовавшись ситуацией, «доканывает» мать:
— Ты его слышала! Так чего же тебе еще? Ну вот, слезы ручьем.
— Я подожду в машине
— Алилуя!
В кратком итоге обе эти женщины не хотят слушать и слышать друг друга, увлеченно занявшись борьбой и агрессивным отстаиванием своей точки зрения, в крайних формах негативизма.
В последующем Пол пытается продолжить разговор с Софи о смерти, о матери, но встречает сильное сопротивление (шутит, раздражается, не отвечает, отгораживаясь и замыкаясь), со смешными комментариями (Софи очень остроумна, можно полюбить её уже только за это):
— Как думаешь откуда идет моя уверенность?
— Спецдоставкой из страны стариков
— Что значит для тебя смерть?
— Освобождение
— Освобождение от чего, Софи?
— От вас и ваших дурацких вопросов
— Думаешь смерть единственный способ освободиться от матери?
— Думаю даже смерть не поможет
— Даже если бы не было матери, ты все равно хотела бы умереть?
— Понятия не имею, дурень
Этот сеанс Пол проводит очень активно — помимо наблюдения за отношениями дочери с матерью (с этой целью он приглашает Оливию), он четко прорабатывает тему суицида и его возможного повторения, ведь попытка суицида был повторена Софи в его кабинете на прошлой встрече. Пол интерпретирует эту попытку как проверку на доверие, испытание — можно ли доверять Полу, прежде чем сделать его значимым человеком в своей жизни. И замечает, что беспокоится о том, что даже если он понял Софи и завоевал её доверие, это не значит, что другой человек сможет также хорошо разобраться и понять её.
Поэтому Пол требует радикального запрета на суицид («Я хочу чтобы ты знала и понимала это очень четко«), иначе терапии и встреч между ними не будет, они будут остановлены и прекращены, если это еще раз повторится. Простого обещания из уст Софи мало, Пол требует подтверждения, повторного проговаривания два раза перед уходом.
Это серьезный вопрос, также как и серьезный вопрос, который Пол немедленно (по горячим следам) проясняет с Софи — продолжаются ли сексуальные отношения между несовершеннолетней Софи и её тренером, и есть ли у неё такое желание (после высказанной фантазии о том, что переспит с Саем в больничной палате, назло матери, ломящейся в двери). Софи все отрицает.
Во многом Софи еще продолжает оставаться ребенком, видимо, поэтому Пол общается с нею языком метафор и притч. На прошлом сеансе была сказка «Волшебник из страны Оз», в этот раз целых два рассказа, две притчи.
1) О сильной и слабой сторонах каждой личности:
— Они постоянно конфликтуют друг с другом, иногда слабая сторона, трусливая и коварная, берет вверх. Например, когда ты позволяешь купить туфли, которые тебе не нравятся или когда ты позволяешь заняться сексом, когда тебе не хочется.
Когда дело касается спорта, ты уверенна в себе и ты — по-настоящему сильная, но вне зала, вне спорта, когда ты просто девочка, молодая женщина, эта твоя часть менее уверена в себе и ты становишься более чувствительна.
— Я ненавижу эту свою сторону
— Но они обе — ты, Софи
2) об оставленных в ящике стола очках, которые позволяют зрению быть плохим, нечетким и это позволяет идеализировать, не замечать недостатки в других
— Твой отец выглядит лучше на расстоянии, а твоя мама, она рядом и она до боли четкая.
Этими притчами Пол конфронтирует Софи с тем, что происходит в её жизни — успехи и уверенность в спорте и ранимость вне его (1), противопоставление отца матери (2). Акцентирует, поднимает вопросы, которые ранее находились вне поля её внимания и понимания.
Тема спортзала для продолжения занятий гимнастикой Софи продолжает быть центральным событием конфликта с матерью, но если раньше мы слушали признания Софи о том, что спортзал — агрессивная попытка привлечь к себе внимание матери: «я сбегаю в спортзал, чтобы быть с ней, то есть не быть с ней«, то в этой серии выясняется, что суицид, может быть связан с желанием привлечь внимание отца, такая радикальная попытка, чтобы он обратил на неё внимание и перестал быть отстраненным, отсутствующим в её жизни.
Эта гипотеза подтверждается переносом на Пола, ведь повторный суицид в кабинете Пола, как проверка на доверие, можно считать повторением первичной суицидальной попытки, как проверки отца на его любовь (и местью ему за невнимание и попыткой это внимание привлечь).
В этой серии мы столкнулись с тем, что негативизму по отношению к матери противостоит идеализация отца. Пока слишком мало материала про отца и взаимоотношения с ним Софи, но мы уже узнали, что Софи боится его беспокоить, боится разочарования встречи, боится разрушить воображаемый образ идеального, любящего отца, чувствующего телепатически все её душевные порывы.
И поэтому ей проще соврать, чем сказать правду. Она говорит Полу о том, что отец был в больнице и ушел буквально за несколько минут до прихода Пола. Тогда как от матери мы узнаем, что отец ничего не знает про Софи, про то, что она попала в больницу, а находится где-то на островах, фотографируя моделей и недоступен для связи.
Похоже, от идеализации отца, от желания и страха встречи с ним, короче, от потери отца исходит этот бесконечный конфликт Софи с матерью и разногласие с самой собой, сумятица в собственной жизни.
P.S. Настала пора поговорить о роли отца. Как видим, хотя его присутствие и незаметно, и кажется малозначимым, отсутствие ведет к большим бедам.