Особенностью нового сезона «Твин Пикс» 2017 года, который показали в этом году (я его еще продолжаю смотреть онлайн и еще под впечатлением), как впрочем и старого «Твин Пикса», да что там, особенностью самого режиссера Дэвида Линча можно назвать особое отношение к восприятию, игра с ним и с феноменами восприятия. Их много, буквально гимн или симфония наблюдательности, иллюзий видимого и слышимого, цвета, света, звука, их сочетания, вызывающих ощущения, смутные и неясные чувства.
Что мы видим и слышим с самого начала, с титров? Всё та же, что и 20 лет назад, чарующая музыка Анджело Бадаламенти, медитативная, гипнотическая, вводящая в транс, грезы, сон наяву, мир иллюзий. В взвеси капель, из тумана, из водных паров льющегося водопада проявляется и исчезает контур лица Лоры Палмер — иллюзия, мираж. Дальше, больше, словно опытный иллюзионист-гипнотизер, режиссер устраивает зрителю настоящую перегрузку слуховых и зрительных анализаторов: красный цвет штор вызывает утомление зрительного анализатора, зигзагообразный рисунок на полу начинает быстро кружиться, еще более перегружая зрительное восприятие.
Некоторые серии как-будто целиком лишены какой-либо активности, а некоторые кажутся лишенными какого-либо смысла, освобождены от гнета сюжета, слов, логики. Теперь и вернувшийся, казалось бы, с небес на землю агент Купер предстает нам в образе заторможенного олигофрена, который с трудом может себя обслуживать, а в речи лишь повторяет последнюю сказанную кем-либо фразу.
Но в самой смене картинок, в обыденных действиях наблюдательный режиссер обнаруживает красоту, внутренний ритм, музыку — иногда яркое, иногда едва уловимое настроение, характер сцены. В результате становится не важен сам сюжет как таковой, режиссеру важнее настроить зрителя на сверхчувствительное восприятие жизни, погрузить в поэзию повседневности, когда простой завтрак из кофе и булочки превращается в элегию утра с игрой света и тени восходящего солнца, грациозным передвижением официантки с подносом, хрупкой прозрачности фарфоровой чашки с кофе и медленного, неторопливого, первого глотка .
Повышение чувствительности в анализаторах называется сенсибилизацией, её можно повысить воздействием различных стимулирующих медикаментов, алкоголем. Но здоровому человеку эти стимулы особо не нужны, они будут мешать последующему восприятию, наблюдению за происходящим, поэтому режиссер использует специальные звуковые, цветовые и анимационные стимулы в начале каждой серии для повышения одновременно активности восприятия и чувствительности.
Думаю не случайно, сам Девид Линч появляется в сериале в образе начальника спецотдела ФБР «Blue Rose» со слуховым аппаратом в ухе. Он периодически его подкручивает, увеличивая и уменьшая чувствительность слуха своего героя. Полагаю, это буквальный, прямой намек на то, что зритель тоже должен что-то у себя «подкрутить», повысить чувствительность, чтобы лучше, глубже воспринять происходящее на экране.