Анализ сериала «Пациенты» 15 серия 1 сезона. В поисках ответа на сложности в терапии своих пациентов и неразбериху в личной жизни Пол обращается за помощью к своему прежнему аналитику Джине. С помощью коллеги Пол разбирается в бессознательных мотивах своих контрпереносных реакций на пациентов, взаимоотношений с ними, в «слепых пятнах» собственной терапии.
По принципу «в своем глазу и бревна не заметишь» разумно обратиться в поисках этого «бревна» к другому специалисту. Для большей объективности и результативности рекомендуют разделять супервизии и личный анализ, проходить их у разных аналитиков, тогда есть надежда обнаружить и проработать больше собственных проблемных мест, невидимых или скорее незамечаемых самим. Сам факт обращения Пола за помощью к коллеге, приход на супервизию показывает его осознанние, то что он не использует привычные способы защиты — такие как отрицание (своих проблем), вытеснение, замещение. Дело также и в страдании, накопившееся психологические проблемы вызвали соматическое проявление в нарушениях мочеполовой сферы.
В психологии состояние Пола можно определить термином «эмоциональное выгорание», психодинамически такая его разбитость — результат, дериват действия проективной идентификации. Пациенты, речь в первую очередь идет о Лоре с ее эротическим переносом на Пола, бессознательно проецируют на терапевта определенное свое состояние, пытаясь его вовлечь, вызвать у него ответную реакцию, запустить ролевую включенность. Как интерпретирует Лоре эту ситуацию сам Пол в 11 серии: «Вы не хотите, чтобы я относился к вам как психолог, вы хотите, чтобы я относился к вам как человек влюбленный в вас, это не оставляет нам шансов на успех в терапии». То есть сознательно или бессознательно Лора пытается вовлечь Пола в любовные отношения, чтобы он давал ей отклик влюбленного в нее человека.
Речь идет о нарушении границ и терапевтических в первую очередь. Действительно, есть два пути. Первый: Пол отвечает Лоре на ее требование стать ее любовником, тогда они отыгрывают свои переносные отношения в любовной, либо даже сексуальной сцене и на этом терапии конец. Либо, другой вариант: Пол не отвечает отыгрыванием переносных реакций, прорабатывает свой собственный контрперенос и анализирует перенос Лоры — терапия продолжается, более того, становится эффективной, выходит на новый уровень — уровень анализа переноса. Для психоанализа или психоаналитической терапии характерна работа с переносом, анализ и проработка такого рода отношений — один из основных способов поиска и изучения, вскрытия внутренних конфликтов анализанта.
Пол жалуется на проблемы с мочевым пузырем (постоянно хочет в туалет), соматические проявления символически намекают на проблемы в сфере интимного.
— Думаешь это психосоматичское, голова говорит одно, а тело другое?
Пол пытается переложить ответственность на Джину в принятии решения предложить Лоре прекратить терапию с ней, направив ее к другому терапевту. Пол признается, что фантазирует на сеансе с Лорой на тему «а что, если». Эти фантазии он оправдывает рассуждением на тему гинеколога и его пациентки, используя интеллектуализацию как защиту. Область гениталий на разный лад навязчиво повторяется в его речи. Идут воспоминания о походе к урологу и страхе о своем половом члене. Нарциссическая фантазия о всемогуществе — «я могу сделать с ней все что захочу». Джина дает проясняющую интерпретацию — «кажется ты говоришь мне: в этой сфере я очень уязвим, помоги мне там, где болит». Она конфронтирует его сопротивление на отношения с проблемной пациенткой — «когда я пытаюсь заговорить об этом (о сессиях с Лорой) ты проявляешь агрессию, чтобы показать мне, что эта область запретна».
Рассказ о встрече Лоры с Алексом Пол интерпретирует как месть ему после того как он отверг её, на что Джина, вспомнив, что у Лоры есть жених, спрашивает:
— Почему ты считаешь, что предали тебя?
Джина предлагает символические весы на одной стороне которых — образ Пола как смысла жизни для Лоры, любимого ею, на другой — образ психолога с которым у неё договорные, рабочие отношения. Пол уклоняется от ответа, тогда Джина использует другой технический прием, спрашивает его:
— Каким Лора видит тебя?
Думаю, через такое описание можно исследовать, узнать результат действия механизма проекции и, в первую очередь, контрпереносные реакции самого Пола. Ведь он будет описывать свое состояние под действием проекции взгляда Лоры. Пол начинает анализировать, защищаясь опять интеллектуализацией.
— Не анализируй, просто опиши.
Оказывается, выйти на феноменологический опыт описания восприятия не так-то просто и свободные ассоциации не такие уж и свободные под гнетом и цензурой сознания. Пол видит ранимость Лоры, ему хочется обнять её. В хитросплетениях сложносоставной игры, в которой словно колобок из сказки символически «убегают» и Лора, и Пол, и Кейт и у каждого есть свой мотив для своего побега, Джина пытается обратить внимание Пола на его собственный мотив: возможно, так, в этом контрпереносе с Лорой, он сбегает от жены, от Кейт. И хотя формально жена сбегает от него в Рим с любовником, очень похоже, что это расплата (в терминах транзактного анализа) всей этой сложной игры мужа и жены, как бы финальный аккорд драмы, разыгранной с участием их обоих. Возможно, такое поведение жены было бессознательно спровоцировано самим Полом, чтобы избавиться от нее и, при этом, избавить себя от чувства вины перед собой, женой и детьми — она ушла от него, а не он. Джина интерпретирует это так:
— Это больно, но в каком-то смысле ты свободен, свободен пройти то, что ты должен пройти с Лорой … это удобно.
Алекс, пациент Пола, уходит от своей жены, может ли это быть простым совпадением — вряд ли.
— Ты продолжаешь втягивать в это пациентов.
Кажется, в этом обращении к Джине, другому специалисту есть желание разделить ответственность, свалить груз проблем на другого и хотя бы на некоторое время получить облегчение. Проговаривая, исследуя запутанную ситуацию Пола, дошедшую уже до соматических проблем в области интимного, они вместе обнаруживают новые, неожиданные мотивы, расширяется понимание, изменяется ракурс, взгляд, происходят новые связывания психической энергии.
— Может все якобы плохое не так уж и плохо!?
На заключительные интерпретации Джины Пол реагирует бурно, проявляет много агрессии к её словам. Значит, как не парадоксально это звучит, дело сдвинулось с мертвой точки. Сессия Джины прошла успешно, поскольку Пол смог вербально отреагировать накопившуюся агрессию, выпустить её во вне, выразить в словах (он даже облегченно выдохнет в самом конце, перед уходом), вместо привычного подавления и вытеснения своего гнева и негативных эмоций.
Цитаты Джины:
«У тебя тоже есть границы и эта женщина знает как их перейти»
«Опиши какой ты ее видишь. Не анализируй, опиши её»
Цитаты Пола:
«Она видит мужчину, сильного и властного мужчину. Она думает, что сбизившись с ним она сможет перенять его силу»
«Она ждет, что он разочарует её, потому что таков весь её опыт общения с мужчинами»
«В ее желании ко мне есть нечто большее, что и вызывает весь этот импульс» (речь идет о повторяющемся паттерне отношений из детства, из личной истории Лоры)