Надел бабушкин халат, из полотенца сделал чалму, зажег ароматические свечи и, испытывая чувство необычайного благоговения, внутренне склоняясь в поклоне перед неизвестным, приступил с глубочайшим почтением к изучению текста лекций курса «Ассоциативные карты в пространстве психотерапии». Именно так, карты Таро и, пришедшие им на смену, метафорические ассоциативные карты сейчас становятся инструментами работы психолога, средством, позволяющим получить ассоциативный материал, раскрывающим внутренний мир человека.
Всё, с чем сталкивается человек, преломляется его психикой — он фильтрует и дает оценку казалось бы нейтральным фактам, проецируя свое понимание во вне, одушевляя, наделяя собственной мотивацией и причинностью окружающий мир, по своему подобию.
Если с утра залить кипятком кофе мелкого помола и выпить бодрящий напиток — на дне образуется нерастворимый кофейный осадок. Возьмите чистый лист бумаги или салфетку, если вы в кафе, переверните этот осадок на середину листа, затем сложите пополам. Готово. Медленно разверните лист и вы увидите загадочное пятно подобное пятнам Роршаха, создателя первой проективной методики исследования личности в психологии.
Так гадали издавна — выливая осадок на блюдце. Незамужние девицы на святочных гаданиях пытались увидеть лицо суженного в оплавленной свече. Кажется — мистика и оккультизм, эзотерика, но сейчас, как и многое другое, пришедшее и адаптированное из психодуховных практик прошлого — часть психологии. Это работает, потому что в этом пятне мы ищем часть себя, проецируем на него свои переживания, состояние в котором находимся, свои мысли и убеждения, мечты и фантазии, себя.