Под дулом пистолета — сериал Пациенты (13/1)

Анализ сериала «Пациенты», 13 серия 1 сезона, среда, Софи на приеме у Пола. Она приходит в гипсе — кисти обеих рук, воротник на шее, как и Алекс в предыдущей серии приносит подарок, как она считает прощальный — сувенирная модель одномачтового шлюпа.

Надо сказать основная тематика кабинета Пола — морская, картинки различных парусных судов в бескрайнем океане волн висят на стенах, на полках стоят модели яхт, красивых, с парусами, маленькими веревками и круглыми иллюминаторами. Так выбранный дизайн мне кажется неслучайным, конечно, глубоко символичным: судно под парусом — это наше Я, человек; вечно неспокойное море — наша жизнь, психическая реальность, заполненная тревогой. Редко на море гладь и тишина, хотя и такое бывает, в основном — умеренная рябь, волны средней величины. Бывает, случается ураган, буря, волны становятся гиганскими и способны опрокинуть и сломать одинокое судно, в такое время следует успеть смотать парус и, не предпринимая никаких действий, переждать буйство стихии.

Факт подарка обсуждается. Софи убедительно демонстрирует свою склонность к эмпатии и высокую чувствительность, рассказывая о своей жалости к продавщице сувениров в Нью-Йорке. В него она приехала вместе с родителями на каникулы и это были последние каникулы, когда её мать с отцом были вместе, после этого они расстались, состоялся их развод.

— Они стояли и улыбались как кинозвезды, с широкими улыбками и стеклянными глазами.

Выходит подарок был далеко не случаен, он указывал на глубокую рану ребенка в связи с разводом родителей, консервировал жалость Софи к самой себе, спроецированной тогда на продавщицу и её сувенир.

Уже тогда, Софи противопоставила себя матери, которая бы «рыдала, ныла, а я не такая!», вероятно взвалила на себя ответственность и вину. Злясь на мать, она запретила себе действовать как она, идентифицироваться с ней и быть как она, то есть выражать свои чувства, реагировать, по сути — жить.

Гипотеза, что Софи берет на себя чужую вину и ответственность, тоже чужую и не присущую ее возрасту, подтверждается после рассказа о случившейся сексуальной связи со своим тренером, которая усугубляется тем, что была инцестуозной и во многом объясняет суицидальное поведение подростка. Действительно, ужас ребенка должен быть запредельный, он отрицается и вытесняется, но его абсолютная величина слишком велика, чтобы оставаться подавленным, ведь инцест запрещен даже животным, это уже на уровне инстинкта. Почему это была именно инцестуозная связь? Потому  что тренер исполнял для Софи родительские функции, она жила у них в семье долгое время (эта связь случилась когда жена тренера Дарлин уехала на полгода в коммандировку, как раз накануне приезда), была фактическим членом семьи (как старшая, заботящаяся сестра для их дочери Дэн).

— Это случилось, я ничего не почувствовала ..будто вижу это со стороны, по маленькому черно-белому телевизору ..как будто все не на самом деле.

Днем этого же дня Софи падает с бревна, теряя точность его восприятия — калечит себя, тем самым наказывая. Вытесненное (психотравмирующий аффект) прорывается в виде нарушения восприятия (она прыгала на бревно, только бревна там не оказалось), тестирование реальности оказывается нарушенным, по сути с ней случился психоз.

Когда нечто подобное начинает происходить в кабинете, Софи начинает истошно кричать, Пол предлагает закончить сеанс. Софи уходит в туалет и во время этой паузы отреагирует свою агрессию там — разбивает фотографии, висевшие в рамке под стелком. То, что это садистически анальная агрессия характеризуется не только местом реакции (туалет), но и словами самой Софи:
— Я не знаю как это случилось, я не хочу и здесь все испакастить.
Испакастить от испачкать — относится к фекальной лексике.

Софи отрицает сознательность случившегося, утверждает отсутствие ощущений, бесчувственность как отсутствие чувств, реакции, похоже на состояние фуги, кратковременный психоз.

Установившееся доверие Софи требует подтвердить «под дулом пистолета», спрашивая Пола — что он напишет в заключении. Пол формулирует компромиссный вариант, подтверждая то, что хочет услышать Софи и (удивительным образом) оставаясь честным и откровенным в своей формулировке: «из-за стресса она могла быть несообразительной и безответственной, но нельзя сказать, что это произошло вследствие сознательного действия». Софи не верит, что Пол говорит правду — «звучит как-то скользко».

И тут Пол говорит ключевые слова, которые мне кажутся очень важными, поскольку отражают любые проблемы, невысказанный конфликт любого клиента, то что можно уверенно говорить уходящему после вашей первой встречи пациенту с надеждой на его возвращение, проведение повторной сессии, то что одновременно и успокаивает и объясняет и воспитывает пациента, то что действует на его ярость, при этом, чем больше у него этой ярости, гнева и агрессии, тем слова более убедительны.

— Я хочу, чтобы ты поняла: проблемы, которые были до аварии (критической ситуации после которой случилось обращение) никуда не делись, даже если тебе снимут гипс (случится временное облегчение), они останутся, когда ты вернешься к прежней жизни, тебе прийдется с ними справляться и если не беречь себя (не заботиться о себе, не помочь себе, обратившись за помощью) это может случиться снова, если все пойдет по старому, не столкнешься ли ты с машиной снова (не повторится ли это опять)?

 

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*