Практика абстиненции

«Лечение должно проводиться в условиях абстиненции» (Зигмунд Фрейд)

Сейчас я думаю для психоаналитика мало тех внешних проявлений отличающих его как носителя определенной профессии, мало того комплекса знаний, которым он как специалист обладает, мало тех профессиональных знаний, навыков, методов, обучению которым он прошел. Нужна глубокая внутренняя трансформация, необходимо выполнение некоторых внутренних условий по отношению к самому себе, которые подготовят психику аналитика к предстоящей работе с клиентами.

И здесь, во многом, практика, воспитание себя аналитиком повторяет духовную практику монастырской жизни — уход от мирских удовольствий к духовным исканиям, добровольный отказ от желаний, смирение, жизнь наполненная необходимым минимумом материальных благ.

Абстиненция в переводе с латинского есть воздержание, в первую очередь сексуальное, в более широком контексте означает практику смирения — добровольный отказ от чего-либо, подавление в себе каких-либо влечений в течение некоторого определенного промежутка времени или на протяжении всей жизни.

Почему такая практика себя нужна психоаналитику? Потому что явления любовного переноса, установления и удержания границ в психоанализе, в явной и скрытой форме наблюдаются всегда, пациентки, в особенности истерического типа, начинают требовать выражения любви от аналитика, удовлетворения своих ожиданий, желаний.

История психоанализа начиналась с лечения истерии и сразу столкнулась с явлениями сильного любовного переноса — ложной беременностью пациентки от своего врача Иозефа Брейера, создателя катарсического метода, с которого все и началось, который в дальнейшем усовершенствовал Зигмунд Фрейд в свой метод свободных ассоциаций. Сексуальные отношения Юнга с Сабиной Шпильрейн, его первой пациентки, с которой он начал практиковать психоанализ, продолжались на глазах Фрейда семь лет. Вся эта драматургия первых лет становления нового, необыкновенно сильного метода лечения, психоанализа, вылилась в общую формулу Фрейда: «Лечение должно проводиться в условиях абстиненции».

Но невозможно требовать от клиента того на что не способен сам, поэтому честно применить практику смирения, абстиненции сначала к самому себе, ограничив свою жизнь во многих важных составляющих — перестать курить, предаваться пьянству, вести беспорядочную сексуальную жизнь, не предаваться любым излишествам в целом — как принципиальное ограничение своих желаний, научиться говорить «нет» самому себе.

Такое этическое отношение к себе, к терапии и своим клиентам вообще свойственно психоанализу и отличает его от других методов психотерапии, где ничего подобного не наблюдается, где таких жестких требований просто нет. Во многом, это оправдано тем, что психоанализ — наиболее сильный метод из существующих и оказывает глубокое и сильное воздействие на обоих и на аналитика и на его пациента. Помимо абстиненции как рекомендуемой практики себя, аналитику рекомендуется в обязательном порядке пройти личный психоанализ, излечить сначала себя, занять место пациента и провести анализ самого себя с другим аналитиком.

Как практика абстиненции, так и личный анализ продолжаются достаточно долго, чтобы изменения произошли гарантированно — для обеспечения надежного результата требуется не менее 3 лет такой практики. Я думаю, для практики абстиненции мне проще всего ограничить себя материально, добровольно согласившись жить на тот прожиточный минимум, который установлен у нас государством, посвящая всё, во многом освободившееся, время духовным исканиям, изучению психоанализа как учения.

Решено, до встречи через 3 года, по идее, я стану во многом лучшей копией себя, хотя конечно не все так безоблачно и наверняка прийдется бороться с приступами гнева и агрессии, своей теневой стороной, куда же без этого, но это тоже часть пути — переживание, изжевание и отпевание себя с тем, чтобы родиться заново.

Добавить комментарий

 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*