На этой неделе планирую принять участие коллоквиуме по основам психоанализа, чем весьма заинтригован и вдохновлен. Тема доклада определилась как-то сама собой и сразу, из «воздуха» мыслей, которыми «дышал» весь этот год и, теперь понимаю, связалась с самим этим загадочным словом «коллоквиум», которое родом из Средневековья, что называют Темными веками европейской истории. Слово пришло из средневековой схоластической практики, когда под звуки колокольного звона, отмеряющего время, начало и конец всем событиям монашеской жизни, монахи в своих темных хитонах покидали намоленные кельи и сходились в зале для обсуждения открывшихся им откровений.
На основе толкований священных текстов, прежде всего, конечно, библии, в том же Средневековье, родилась герменевтика, трактуемая мною, прежде всего, как искусство интерпретации и понимания текстов, историй. Но с чем сталкивается психоаналитик на своих встречах с анализантом? – c чем, как не с еще одной историей, личной историей жизни обратившегося к нему человека, обращаясь с этой историей так же бережно и внимательно, как когда-то монахи с текстом священных писаний. И если это грустная история, в негативном русле, а это всегда грустная история, то задача аналитика показать, что в этой истории не одна трактовка, не единственный возможный смысл, что такая интерпретация своей жизни пациентом не единственная, что есть еще другие варианты смыслов его истории, и все, в конечном счете, не так уж плохо.