Окончательный анализ

Сегодня смотрел на ютубе выступление Решетникова Михаила Михайловича «Массовая (национальная) психическая травма и ее передача следующему поколению» (https://www.youtube.com/watch?v=6j0ZHItXoP0) и потом с большим интересом прочитал все комментарии к нему. Доклад был опубликован на канале 15 октября 2014 года, а реально произнесен в рамках Петербургской недели психологии 26 апреля 2014 года, то есть прошло уже 2 года. Интересно, что доклад был сделан, фактически, до обострения национального противостояния на Украине: до массового сожжения людей в Одессе (2 мая 2014 года) и геноцида на Юго-Востоке.

В комментариях был задан вопрос (не без издевки, конечно, но между тем) на который никто не дал никакого ответа: «Очень важный вопрос:  а почему Россию и русских не любят столь многие,  почему Россию ненавидят чеченцы и грузины, прибалты и украинцы, поляки и финны?». Меня он задел, действительно почему? с психологической или психоаналитической точки зрения? Русофобия эта — вековая и Россия испытывает ее на себе веками: так было до Петра и после, а в настоящее время, обострилась до предела, западные государства ввели санкции, пытаясь нас «посадить в карцер» изоляции, «сломать» волю, «выкрутить руки».

Странным образом, ответ на этот вопрос я нашел в просмотренном накануне фильме «Окончательный анализ». В нем, кстати, играют такие прекрасные голливудские актеры как Ким Бейсингер, Ричард Гир и Ума Турман, рекомендую к просмотру.  В фильме, казалось бы, речь идет совсем о другом — о хитрой манипуляции двух сестер, старшей (Ким Бейсингер) и младшей (Ума Турман), манипуляции психиатром (Ричард Гир) с целью избежать наказания за убийство богатого мужа и получить миллионное наследство по страховке.

Однако, есть одна линия, которая неожиданно становится решающей в самом конце фильма — младшая сестра, используемая старшей в ее преступном замысле, в результате, в финальной концовке, в момент критического выбора (посадить ли психиатра в тюрьму или заключить родную сестру в «психушку») выходит на первый план и, фактически, крупным планом Уммы Турман, младшей сестры, завершают последние кадры фильма.  Младшая сестра предает старшую сестру и действует против ее воли, вероятно впервые против многих лет послушничества, непротивления — оставляет ее в психиатрической больнице на следующие полгода (фактически навсегда, ведь председатель психиатрической комиссии «тот самый» психиатр, Ричард Гир).

«Гусеница хотела стать бабочкой», но не могла этого сделать пока старшая сестра была рядом, существовала в ее психическом поле, была все время рядом, интроецируемая внутрь психической жизни в качестве ее значимого элемента с характеристиками «безмерной власти», подавляла ее собственную волю и «отравляла» жизнь.

Это — синдром младшей сестры, когда младшая вынуждена подчиняться старшей с самых малых лет, оставаясь всегда в ее тени, «гадким утенком» или «гусеницей», тогда как старшая воспринимается как «бабочка» и ей «достается все».

С точки зрения психоанализа, здесь реализуются также первичные эдипальные переживания дочери к матери. Мать — сексуальный объект для отца и других мужчин, дочь, пока мать жива и существует в одном поле с дочерью, всегда остается бесполым, асексуальным объектом и в этом качестве чувствует себя «гусеницей» и «гадким утенком». Желание стать женщиной, сексуальным объектом в блеске мужских глаз, делает реальным желание ее «убрать», делает реальной ненависть к ней и амбивалентность отношения с собственной матерью.

В фильме, когда предоставляется шанс «убрать» старшую сестру, это делается путем определенного рода предательства старшей сестры по мотиву «убрать ее со сцены» и самой занять ее место — превратившись из гусеницы в бабочку. Формально младшая сестра просто не дает несправедливо посадить психиатра, действует в интересах «высшего права», порядка и справедливости, морали. Но истинный мотив, латентный смысл ее поступка выдает, как это обычно и бывает, одна характерная деталь, мелочь — она наращивает, накануне «расправы», волосы как у старшей сестры, делает их длиннее, становясь и визуально похожей на старшую сестру, становясь ее дублем, идеалом, той самой бабочкой, стать которая раньше она могла только в мечтах.

Теперь становится простым и ответ на вопрос «почему Россию ненавидят чеченцы и грузины, прибалты и украинцы, поляки и финны?» — потому что сами хотят занять место России и стать «великодержавными» в том своем представлении, во многом не ясном им самим, но связанным скорее с дефицитарным мотивом «младшей сестры», с мотивом, в чем-то реального, но во многом фантазийного, недополученного величия, внимания, любви и уважения в прошлом..

 

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники

Окончательный анализ: 1 комментарий

  1. Считаю, что проблема заключена в след. фразе:
    «а почему Россию и русских не любят столь многие, почему Россию ненавидят чеченцы и грузины, прибалты и украинцы, поляки и финны?»
    Считаю, что это как раз проявление нашего комплекса, которые эксплуатируют наши же власти. Им это выгодно, они постоянно давят на эту кнопку своей пропагандой. Это позволяет им сохранять свой рейтинг и свою власть. Психолог должен это понимать, и не попадаться в эту ловушку. Политика вообще грязное дело, мы всё равно многого никогда не узнаем.
    Стоит поездить по миру, как вдруг понимаешь, что в большинстве стран к нам нормально относятся, да и вообще им до нас никакого дела нет.
    И ещё вопрос: а не является ли Россия «удушающей матерью» для своих подрастающих детей. Но должна ли она отпустить их, позволить нормально развиваться, общаться на равных? Не похожа ли Россия на мать, которая запрещает ходить на свидания с женщинами своему 40-летнему сыну (ведь «все они шлюхи»)?

Добавить комментарий

 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*