Вчера, ощущая полный авитаминоз и весенний упадок сил, смотрел мультсериал «Время приключений» на 2х2, все остальное просто раздражало и требовало хоть какой-то концентрации, на которую мой кипящий «котелок» уже не был способен. Здесь же — ненавязчивые, простые, детские диалоги, приятная, незатейлевая, легкая музычка — очень приятный фон для бессмысленного времяпрепровождения.
Однако чем дальше разворачивалось действо, тем больший восторг и недоумение вызывал мультик — возникал невольный вопрос — а он вообще детский?
Мало того, что пес Джейк являл собой сплошную трансформацию своего тела — расширяясь, удлиняясь и принимая любую форму в любой удобный для этого момент, так еще и время вместе с пространством — легко перемешивались, словно колода карт в руках шутника, шалуна, трикстера — олицетворяющего архитепический образ недифференцируемого сознания, короля Хаоса. Хаоса, который не просто мешанина всего, но нет, эти повторяющиеся «шутки», магия превращений носят характер закономерности, непонятной, непредсказуемой, а потому и нерациональной, лишенной порядка, иррациональной.
На экране телевизора висела табличка «12+», то есть какие-то ограничения все-таки были. После того как на экране возник персонаж Prizma в виде движущейся и разговаривающей тени без объекта, ну или двумерного объекта в трехмерном мире — в общем очередная шокирующая «дикость», от которой начинает «ехать крыша» и из-за которой, собственно, сериал и так интересен, я высказал своей подруге мысль, что вот какой мультик надо анализировать в психоаналитическом ключе, вот мол, где юнгианские архетипы воплощены на большом экране. На что получил ответ — возьмись сам и проанализируй.
Наверное, этот пост — первое приближение и ответ на прозвучавший вызов. Этот мультик имеет черты, делающие его с одной стороны легко читаемым, легко понимаемым и воспринимаемым, а с другой стороны — глубокомысленным, наполненным глубокого смысла, отзывающимся в душе каждого, будь то ребенок, взрослый или старик. Это — метафорическое, магическое мышление, самое древнее человеческое мышление. Это — самая великая тайна человека, как мы с помощью метафоры творим магию смысла, соединяя несоединимое — получаем новый смысл. Наверное, в этом секрет человеческого интеллекта, секрет невозможности выполнения искусственным интеллектом теста Тьюринга — в невозможности понять метафору как форму смыслообразования, когда за аддидивным, искусственным сложением, совмещением двух понятий стоит смысл, который не артикулируется, скрыт (потому и «мета» -над, «форой» -действием).
Мультик говорит на этом древнем, магическом языке, да и наполнен магией в прямом смысле — магическими трансформациями занимается там едва ли не каждый! Кстати да, похоже только главный герой этим не занимается — мальчик Финн использует только свое горячее желание, стремление защитить принцесс как самое грозное, всепобеждающее оружие в этом магическом мире. Это либидинозное, до-пубертатное, плохо осознаваемое, непонятное самому мальчику — он не знает, что с ним делать, он просто знает, что хочет защищать принцесс. Так вот, это неясное сексуальное влечение, либидо оказывается всесокрушающей силой побеждающей любую магию и создающую клубок чувств и отношений — нежности, преданности, дружбы и привязанности, создающих романтический ореол, арену, пространство эмоций героев мультика, радугу ощущений.