Во все тяжкие — провокация к убийству

Просмотрел на выходных еще 6 серий сериала «Во все тяжкие», записанных с прошлой недели, там еще такая мысль или идея прослеживается во всей этой затее с метом — преступление границ дозволенного с  моральной дилеммой: с одной стороны убивать нельзя и любая человеческая жизнь священна и неприкосновенна, с другой как можно не убить, если это угрожает жизни твоей и твоих близких.

Но даже если ты себе доказал, что убивать бандита неизбежно надо ради спасения большего числа жизней, в том числе и своей, сделать это обычному человеку практически невозможно — просто потому, что цена ошибки слишком велика, это человеческая жизнь. То есть на весах реальная человеческая жизнь и умозрительные доводы, форма рационализации. Бессознательно Уолтер понимает, что все эти доводы — нереальны, чувствует свою беспомощность и делает преступнику бутерброды. Какой же выход он находит? что же он делает? Он провоцирует бандита на нападение, превращая собственный, сделанный ранее, моральный выбор в форму самозащиты, в результате убийство все-таки случается «без изъянов», происходит.

В жизни так часто бывает в виде нелепой цепи совпадений, нелепостей, наслоения фраз друг другу и последовательностей видимо случайных, но на деле представляющих реализацию заранее принятого решения, установки, победившего довода и мотива. То есть, как произошло убийство Уолтером — он  задавал «правильные» вопросы, направленность реакций на которые предполагал и знал заранее, сведя ситуацию морального выбора и сомнений к необходимости немедленных действий как механизма ответной реакции.

Парадоксально то, что в жизни мы определенно чувствуем себя скорее в роли жертвы и преступника, того, кто нарушил закон. Об этом я могу с уверенностью утверждать, потому что уже больше года играю с сыном его любимую игру «полицейский-преступник», где ребенок отыгрывает роль преступника сначала что-то нарушающего, а затем убегающего, избегающего наказания, ответственности. То есть роль преступника, нарушившего закон, — это привычная роль ребенка, это есть первичный опыт каждого взрослого, который неизбежно сначала был ребенком и получил в наследство своей уже взрослой жизни этот психологический опыт самоощущений. И, может быть задача развития человека — изжить этот опыт и понять, что нас часто провоцируют на автоматическую реакцию, что сама занимаемая нами позиция скорее привычная, нежели отвечает реальному положению дел. Может эту психологическую установку маленького ребенка и осознал Уолтер, когда все началось, кто его знает.

Добавить комментарий

 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*