Психология общества потребления

С утра в новостях передали, что рубль продолжил падение по отношению к доллару и евро в связи с дальнейшим падением стоимости нефти (опустилась до 30 долларов), аналитики бодро предрекают дальнейшее падение до 20 и даже до 10 долларов за баррель. Сейчас думаю откуда эта пресловутая идея маркетинга родилась и вся экономика потребления, на ней построенная?

И нахожу ее идейное основание в развитии идей бихевиоризма, НЛП, в том, что можно манипу­ли­ровать сознанием людей, задавая им шаблоны поведения. С тех самых пор, как Уильям Джемс организовал в 1892 г. первую в США лабораторию прикладной психологии, было задано направление дальнейшего развития американской психологии, а именно ее развитие в сторону прикладного, практического применения. Джемс, также как наш, русский ученый Павлов, придавал большое значение инстинктам в жизни человека, сознание рассматривалось как адаптационный механизм, биологическое приспособление организма. Достаточно воздейст­вовать на ближайшее окружение человека, создать ему эмоциональный фон и он сам адапти­руется в нужном направлении, войдя в заранее определенный ему, еще лабораторно, шаблон. Изучение фокус-групп потребителей при выпуске нового товара – что это как не изучение пары стимул-реакция в первой лаборатории прикладной психологии Уильяма Джемса?! Итак, с самого начала, американская психология имела прикладное значение, занимаясь изучением управления поведением человека как биологического автомата.

Открытия Зигмунда Фрейда — бессознательной жизни и либидо как основной мотивирующей силы в поступках человека, подлили «масла в огонь». Теперь оказалось возможным миновать сознание и действовать прямо на бессознательное, особо не афишируя свои действия, и так получается даже еще эффективнее. Реклама и маркетинг теперь воздействуют уже на бессознательное человека, на его скрытые желания, влечения, в первую очередь, сексуальные, затем уже, во вторую очередь, инфантильные (детские).

Для того, чтобы человек потреблял, а именно — в символической форме удовлетворял разбуженные желания совершением покупки, надо его держать на определенном уровне невротизации, возбуждая в нем тревожность. Все эти новости по телеку, ток-шоу, весь выливаемый на людей негатив очень способствует работе общества потребления, полагаю, это часть плана капиталистического образа жизни, бесконечного потребления и гонки от себя, от своей тревожности.

Шопоголизм, алкоголизм, игромания — привычное реагирование на стрессовые факторы, которые окружают человека, он носится словно белка в колесе, пытаясь избавиться от возникшего напряжения, зато, тем самым крутится гиганское колесо общества потребления, ведь все его поведение — одно сплошное потребление и на его в общем-то бессмысленной беготне, кто-то неплохо зарабатывает, буквально превращая негативные эмоции в золото, вот она — настоящая алхимия!

И все уже реализовано глобально, крутится во всем мире, в каждой стране, не афишируется, просто работает и все.

 

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники

Психология общества потребления: 1 комментарий

  1. Концептуальной основой для психологии потребления являются общая психология, социальная психология, маркетинг, культурология, экономика.

Добавить комментарий

 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*