Поразившей меня с утра новостью стал скандал с компанией Volswagen. Выяснилось, что на автомобилях концерна с дизельными двигателями установлено специальное программное обеспечение, которое могло распознавать датчики проверки выхлопных газов, заставляя систему фильтрации работать по максимуму в этом случае. В обычном режиме, при вождении, без присоединенных к автомобилю датчиков, выбросы вредных газов в атмосферу увеличивались более чем в 10 раз (выброс оксидов азота мог превышать норму почти в 40 раз).
Компании выставили первый иск на 18 миллиардов в США, где раскрыли мошенничество, но еще больше пострадала капитализация компании на фондовых рынках. Из лидера рынка, благодаря раскрытой махинации, в один день, Volswagen стала компанией с плохой, испорченной репутацией и низкой капитализацией, потянув за собой вниз акции других автомобильных концернов и европейских индексов. Volkswagen даже попал под уголовное расследование в США.
Меркель оправдывалась за немецкий концерн, как за знаковую компанию, представляющую лицо Германии на мировых рынках, то есть опозорившись, компания Volswagen опозорила свою страну, репутацию ее товаров как надежных и честных, вызывающих доверие.
Доверие потребителя — основное, за что идет война на рынке, из десятка разных товаров потребитель всегда выбирает тот, которому доверяет больше всего. Честность производителя товара — основное оружие, с помощью которого завоевывается это доверие. Ирония, фарс, пикантное лицемерие ситуации заключается в том, что в Америке у компании был слоган: «честная конструкция». Выходит «честная конструкция» оказалась на поверку обманом и усилия компания тратила не на что иное, как на создание целой системы обмана, производство сложного механизма мошеннических действий. Ведь это программное обеспечение должен был кто-то написать, согласовать с механикой автомобиля, контроллерами и прочим, протестировать и заставить работать без сбоев, в рамках всей системы.
Знаковым это события является еще и потому, что компания слишком известна, представляет лицо не только своей страны, но и всего технократического мира, образцом потребительской модели экономики, являясь до недавних пор лучшим его образчиком. Если такие компании, ворочающие миллиардами, у которых, казалось бы, каждый винтик должен быть безупречно отрегулирован, построены на обмане, тогда, что говорить об остальных?
Покупая дешевый сыр, будь готов к большому содержанию в нем пальмового масла, дешевое молоко — порошковое. Цена — критерий качества? Пикантность ситуации в том, что автомобили Volkswagen — одни из самых дорогих в своем классе, то есть цена может и не помочь.
Возникает вопрос: может, вся система построена на обмане? Действительно современный капитализм базируется на маркетинге, который можно охарактеризовать как хитрость в ранге системы, систему обмана. Маркетинг — ряд приемов, позволяющих продавцу продать свой товар. Эти приемы состоят сейчас, главным образом, на тонком психологическом воздействии, психологической манипуляции. Другие приемы также сродни фокусам, созданию оптических и других иллюзий — умолчание о недостатках и слабостях товара, красочная упаковка, воздействие на образы, чувства покупателя, связывание и фиксация их с товаром и другие. Во все века торговля была связана с хитростью, обманом, торговец обладал особым даром, «чуйкой», позволяющей, благодаря врожденному мастерству вербальной и невербальной коммуникации, продать все что угодно кому угодно, «продать снег эскимосу».
Поэтому данную новость можно объявить другими словами, носящими сущностную окраску, так: «Раскрыт секрет фокуса величайшего фокусника всех времен и народов, позволявшего ему вызывать восторг и удивление публики на протяжении многих лет. К сожалению, исключение из репертуара данного, раскрытого фокуса, не позволит больше фокуснику выступать с ним и зарабатывать на нем деньги.»